Жомогу ЖОЛдо айтылган,   
Жоругу ЖОЛдо камтылгын.
Арстанбек

Были-легенды слогались в ПУТИ,
Правила жизни сростались в ПУТИ.
Арстанбек

Этот раздел является дополнением к Конституции в контексте народно-традиционных ценностей, это есть мобилизация национально-традиционного начала в деле организации Народовластия.
Население Кыргызстана или гражданское общество имеет конституционное право управлять государством снизу до аильного управления (т.е. до публичной власти) в формах местных общин («Ынтымак-Согласие»), где создаются первичные организации, общественные, профессиональные объединения (Проект, ст. 27).
Там же указано, что Конституция допускает объединение граждан на основе родственных, культурно-духовных отношений. Сие есть еще и проявление естественного права.
Опираясь на такое конституционное право, граждане, организуясь на историко-традиционных началах, смогут укрепить Единство Народа – силу государства.
Кстати, о родовых отношениях кыргызов. К сожалению, многим нашим согражданам невдомек реальное содержание данной области организованной жизнедеятельности народа. Эта категория людей не понимает роль родовой структуры в управлении государством.
В этих целях, мы предлагаем для нашей общественности идею реализации возможностей гармоничного осуществления властных полномочий ОҢ КАРЫ (Правое Крыло) и СОЛ КАРЫ (Левое Крыло) на базе ЕДИНОЙ философии республики «Кыргыз Эл». Здесь Сол Кары (ветви народной власти) рассматривается как дополнение и продолжение Оң Кары (ветви государственной власти). Основание гражданского общества (или основа местного самоуправления) развивается через организацию Народного единства по традиционной системе: урук – подрод; уруу – род (племя); канат – крыло; эл – народ.
По этому поводу Проект гласит:
Статья 28
1. Переход местного самоуправления «Ынтымак-Согласие» с уровня первичных групп (Жамаат) до «Ынтымак-Согласия» Народно-Государственного уровня (Сход, Собрание, Съезд) имеет две стороны:
а) углубление корней исторической памяти, нравственности, обычаев-традиций, духовно-культурных связей и последовательное развитие в сторону восхождения укрепляет основу Народного Крыла – рода, племени, крыла и всего народа титульной нации;
б) укрепление социальной, хозяйственной и экономической основы обеспечивает последовательное развитие основ Ветви Государственной Власти на всех уровнях: сельскому, областному, республиканскому унитарному единству – Эриш-Аркак! (Душа в душу).
2. Участие Народного Крыла в общегосударственных делах обеспечивается постоянным членством в Аталык Кенеше биев Ичкилика, Правого, Левого Крыльев и төрага АНК (Ассамблеи народов Кыргызстана).

Место и роль Народного Крыла в управлении государством, обязанности по приведению в порядок гражданского общества на местах будут изложены в традиционном управлении «элдик нарк» отдельно, системно. Стало быть, отражение т.н. «Элдик Нарк» – Народной воли в официальной государственной Конституции – нравственная основа государственного устройства. Новый уровень народной Воли в современной артикуляции ликвидирует родовую стихийность и выводит его на высоту национального самосознания.
Ликвидируется изначальный хаос регионализма и мелкотравчатого родового автаркизма и закладывается дорога к последовательному укреплению Народовластия. Разбросанные, разрозненные атомы-граждане будут направлены на единоцелевое русло сознательного начала. Таким образом реализуется миссия самоорганизации родового устройства. Фундамент государства зиждется на ЕДИНОМ, т.е. укрепляется через духовно-политическое единство.
Теперь несколько слов о роли крыл Народовластия в системе Единого управления
Надо помнить, что обнародованный проект Конституции Республики «Кыргыз Эл» (КЭЛ), учитывая трехступенчатую систему правления (айыл, аймак, республика), был составлен на идейной базе потенциального административно-регионального укрупнения и назван Конституцией Народной Воли. При составлении проекта соблюдена синхронность дейстия двукрылого государственного устройства – ветви Государственной власти (Оӊ Кары) и Народовластия (Сол Кары).
СОЛ КАРЫ – Народовластие
ЦЕНТР:
1. Теңрикут
2. Кыргыз Эл
3. Улуу Курултай
4. Президент
5. Оң Билги
6. Сол Билги
7. Аталык Кеңеш
8. Улуг Кеңеш (консультативный Совет, состоит из членов Аталык Кеңеша и членов Госсовета)

ТОГУЗАК – Государственный Совет
9. Президент
10. Төрага Жогорку Кеңеша
11. Премьер-министр
12. Төрага Верховного Суда
13. Генеральный Прокурор
14. Кош Билги (Оң Билги – Сол Билги)
15. Торага Конституционного Суда
16. Министр внутренних дел
17. Министр Обороны
18. Председатель Комитета Государственной Безопасности (КГБ)

Структуры центральных служб
19. Центральная Избирательная Комиссия
20. Счетная палата
21. Государственный банк
22. Этноэкономический инновационный Центр «Манас Жол»
23. Государственная Кадровая Служба
24. Центр Стратегической разведки
25. Государственная Комиссия по делам религий.

(Примечание: § 26-38, функции ОҢ КАРЫ государственной власти указаны в проекте – Конституции «Кыргыз Эл» – КЭЛ. См. гл. III).

В традиционном понимании это есть власть народа, объединенного под крылами Оң Канат, Ичкилик, Сол Канат. Малочисленные национальности Кыргызстана объединены в Ассамблею Народа КЭЛ.
Объединение основано на родово-региональной основе и складываются в три уровня.
а) Айыл – родственные, племенные отношения. Избирают Айыл Уруубашы (далее Айылбашы, главу айыльского сообщества). Подчиняется Сходу (Топ).
б) Аймак (район) – род, племя, сообщество. Выбирают своего главу – Бек. Подчиняется Собранию (Жыйын).
в) Уруу – родовые объединения. Выбирают своего Бия. Подчиняются Родовому Курултаю (Уруу Курултайы).
г) Канат (Крыло). Собираются главы родов канатов, иизбирают Оң, Сол, и Ичкилик – Канат Биев.
д) Народовластие. Главы канатов (бийи крыл) выдвигают сообща из самих – Чоң Бия. Чоң Бий – сменяется. Подчиняется Чоң Курултаю. Чоң Бий, канат бийи – члены Аталык Кеңеша и они в Аталык Кеңеше ведут деятельность в рамках решений Бий Кеңеша (§ 42).
Представители малочисленных национальностей объединяются в местные сообщества через культурные центры по принципу снизу вверх и на республиканском уровне объединяются в Ассамблею Народов Кыргызстана – АНК. Представители каждой национальности выбирают своих торага (глав), а те в свою очередь избирают Председателя АНК, затем осуществляют свою деятельность совместно с биями СОЛ Кары в рамках Элдик Канат («народное крыло» – правая часть в сх. №1).

Примечание:
В большинстве кыргызских районов и сел разные племена расположены неравномерно, и поэтому смешанность местных сообществ является условием для родово-социальных объединений по принципу не только вертикальному, но и по горизонтальной организации родов и других национальностей..
Здесь права малочисленных племен и национальностей защищаются на республиканском уровне и осуществляются в рамках местных сообществ.
Естественный синтез и согласие Гражданского общества – Родового сообщества приводят к великой Народной интеграции и укрепляет целостность государства.
Большой Курултай СОЛ Кары может стать инициатором созыва Великий Курултай №3.
До курултаев Ичкилик, Оң, Сол Канатов каждый род собирается в свой родовой Уруу Курултай. Избирают родовых биев.

§ 39. Оң Канат.Объединяет роды Правого Крыла. Избирается Оң Канат Бий. Проводится Оң Канат курултай при участии глав всех родов Правого Крыла.
§ 40. Ичкилик. Объединяет все роды Ичкилик. Избирается Бий Ичкилика. Проводится курултай с участием глав всех родов Ичкилика .
§ 41. Сол Канат. Объединяет все роды Левого Крыла. Избирается Бий Левого Крыла. Проводится курултай с участием глав всех родов левого Крыла.
§ 42. Бий Кеңеш (Совет Биев). Проводит Большой Курултай Оң, Сол канат, Ичкилика; определяет темы для обсуждения. Ведет работу между съездами Большого Курултая.
§ 43. Аймачное Собрание Правых родов выбирает беков родов и племен.
§ 44. Аймачное Собрание родов Ичкилик выбирает беков родов и племен.
§ 45. Аймачное Собрание Левых родов выбирает беков родов и племен.
§ 46. Бек Кеңеш.Проводит Большое Собрание (Чоң Жыйын).
§ 47. Сельский Сход родов правого крыла выбирает Айылбашы (Сельскую Главу).
§ 48. Сельский Сход родов Ичкилик выбирает Айылбашы (Сельскую Главу).
§ 49. Сельский Сход родов левого крыла выбирает Айылбашы (Сельскую Главу).
§ 50. Айылбашы Кеңеш проводит Большой Сход (Чоң Топ).
Примечание:
Выборы проводятся снизу вверх. Местные сообщества выбирают Айылбашы Схода (Топбашы);
Айылбашы и сообщество дают полномочия лучшим своим представителям выбирать Бека Собрания (Жыйындын Беги);
Айылбашы и Беки выбирают бия Рода (уруу Бий).
Родовые бийи собираются и выбирают своих Канат Биев; Канат Бийи согласуют между собой и выдвигают одного на должность Чоң Бий. Чоң Бий – сменяемая должность.
Резолюции Чоң Курултая неподвластны для изменения перед Канат курултаями, Резолюции Канат Курултая неподвластны для изменения перед Уруу Курултаями. Таким же образом резолюции Уруу Курултаев обязательны для исполнения нистоящими Собраниями и Сходами.
Резолюции Уруу Курултая обсуждается на всех уровнях: сходах, собраниях, причем обсуждаются, включая проблемы местного уровня. Инструкции проводятся сверху вниз, а предложения снизу вверх.
Таким образом, СОЛ Кары, т.е. Народное Крыло внутри себя:
вертикально (Сход, Собрание, Курултаи Родов, Курултаи Крыл); горизонтально (Оң, Сол, Ичкилик курултаи перерастают в Большой Курултай), которые в тесной связи упорядочиваются в ЕДИНОЙ системе философии ТЕНГ. Гражданское общество (говоря на языке Запада) – и народное сообщество (Элдик Коом – Оң, Сол, Ичкилик) сливаются в естественное единение.
Это есть единение по системе ТЕНГ внутри Сол Кары. Помимо этого:
СОЛ Кары (Элдик Канат) в общем строении соединяется с ОҢ Кары (ветви госвласти) горизонтально:
а) айыльное – Большой Сход (Чоң Топ);
б) региональное – Большое Собрание (Чоң Жыйын);
в) Республиканское – Большой Съезд (Чоң Кошуун) – на уровне Чоң Курултаев.
Создаются Согласительные Советы (Маакул Кеңеш) между:
Едиными и Большими Сходами;
Едиными и Большими Собраниями;
Едиными и Едиными съездами.
СОЛ Кары (Народное Крыло) обсуждает общенародные дела на своих уровнях и дают предложения ОҢ Кары – ветвям государственной власти;
Может стать инициатором созыва Улуу Курултая (Великий Курултай – высшая народно-государственная власть) через Большой Курултай (высшая народная власть) и ставит актуальные проблемы перед ними. Ставит задачи для рассмотрения перед Улуг Кеңеш через Чоң Бий и Аталык.
Решения Высшего органа народной государственной власти Улуу Курултая, касающиеся общенациональных или народных компетенций, спускаются вниз, и реализуются через Элдик Канат (Народное Крыло).
Сообразно духовно-светскому характеру ЕДИНОЙ государственной власти:
СОЛ Кары – Элдик Канат осуществляет программы духовного, нравственного и идейного характера;
ОҢ Кары – Государтсвенная ветвь реализует общеполитические и экономические мероприятия.
Два Крыла действуют слаженно.

Представители малочисленных наций в Кыргызстане.
§ 32. Ассамблея Народов Кыргызстана. Избирает своего Төрага, проводит свои Курултаи. Төрага АНК является членом – Бий Кеңеша §42).
§ 33. Аймачный уровень малочисленных народов выбирают своего Бека. Проводят Собрание. Бек – член Совета Большого Собрания (Чоң Жыйын);
§ 33-а. Айыльский уровень малочисленных национальностей. Выбирают Айылбашы проводят Сход. Айылбашы – член Совета Большого Схода (Чоң Топ).

Примечание:
Представители малочисленных национальностей Кыргызстана не только вертикально, но и горионтально взаимосвязаны, причем в едином строю с кыргызскими айылами функционируют горизонтально и совместно с кыргызским народом образуют Народ Кыргыз.
Наличие постоянных членов Аталык Кеңеша и состоящих из Канат биев и Торага АНК, составляющих интеллектуально-духовную стержень создает предпосылки упорядочения и внутреннего сплочения народа Кыргызстана. Реальные планы и ожидания народа, самоорганизованного снизу вверх, осуществляются в жизнь через Центральную Власть под руководством Оң, Сол Билги, Аталык Кеңеша.
Каждый гражданин в государстве имеет активную жизненную позицию и, соответственно, государство превращается в слаженный механизм, претворяется в жизнь Манас Уйуган мамлекет (Государство-Йога).
Таким образом, формируется истинная общность Киши-Народ, складывается целостность Государство-Нация, считавшаяся раньше утопией. Это есть Манасово Единение. Исчезнут все основания разделения народа и властвования отдельной кучки людей по своему усмотрению, создающих управляемый хаос. Найдет коса на камень любителей паразитировать за счет народа как изнутри, так и извне, использующих геополитические, внутриполитические, религиозные рычаги.
Путь Киши, его Нравственный Кодекс и Путь Народа будут отдельно отражены в Традиционной Конституции «Эл Наркы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *