Интерес и любовь к театру были всегда. Как писал В.Г.Белинский в «Литературных мечтаниях» в 1834 году, люди идут в театр, где они могут жить «не своей жизнью, страдать не своими скорбями, радоваться не своим блаженством, трепетать не за свою опасность».

Просмотрев поставленные за год спектакли  в театрах республики, видишь, что хоть они и  различные по своим творческим результатам, но в равной мере говорят о развитии кыргызского театра.

Самая яркая постановка ушедшего года – это, безусловно, спектакль «Томирис» Б. Калчабевой  в Кыргызском национальном  академическом театре им.Т.Абдымомунова, поставленный режиссером М.Козукеевым. Недаром он получил Гран-при VI международного фестиваля  АРТ-ОРДО, проходившего  в Бишкеке в сентябре 2017 года. Основная сила этого спектакля  лежит в творческом подходе режиссера и актерского коллектива к выбранной  теме. Оказалось, что рассказать о великих сражениях  — вовсе не значит изображать на сцене боевые, батальные картины, ожесточенные бои с мечами. Режиссер решил их просто шумовыми эффектами в глубине сцены не видной зрителю, но создающих ощущение грандиозности сражения. Очень оригинально решено  художественное оформление спектакля. С щемящей болью радуешься этой заслуженной награде талантливого режиссера-постановщика спектакля  Марата  Козукеева, так рано ушедшего из жизни, но  успевшего получить свою минуту славы.

Спектакль «Шанель айым»,  по пьесе известного русского драматурга  Н.Коляда был поставлен в кыргызском национальном академическом театре драмы им.Т. Абдымомунова режиссером З.Аклаевой  для  старшего поколения актрис театра. Эта пьеса об одиноких женщинах-инвалидах, которые объединились, создали хор и  выступают на сцене. Поскольку женщины пожилые, некоторые из них   периодически уходят из хора  и руководитель  вынужден пополнять творческий коллектив  новыми исполнителями. И вот однажды он приводит молодую женщину, которую бабушки сразу окрестили «шанель» за ее элегантность: тут все и началось…

Спектакль получился интересным, зрелищным. Занятость в нем таких именитых актрис как Жумалиева Ж., Сыдыкбекова Ж., Алсеитова Ш., Мырсалиева С.    несомненно обеспечивал спектаклю успех.  Конечно, не обошлось без пожеланий для улучшения качества спектакля, но это творческий процесс, зритель с радостью принял его.

Молодежный  драматический театр «Тунгуч» показал  пьесу С.Раева «Илегилек». Спектакль поставлен  в лучших традициях древнегреческого театра, когда зрители находятся вокруг сцены. К сожалению выбор режиссера игры актеров на двух площадках (актеры успевали  еще сбегать на сцену и там поиграть) был, на наш взгляд, не оправдан. Это отвлекало внимание и дробило мизансцену. Актеры играли хорошо, прекрасная пластика. Вероятно, спектакль не получил бы такой законченной убедительности, если бы режиссер не нашел совершенно исключительного исполнителя  на главную роль бабушки – народную артистку республики Жамал Сейдахматову.  На показе спектакля в рамках республиканского фестиваля он остался почти не замечен. И уже на международном фестивале АРТ-ОРДО, когда они сыграли его в  малом зале, спектакль «зазвучал», он «лег» на сцену и тысячный илегилек в лице Ж.Сейдахматовой  покинул землю, чтобы открыть дорогу к жизни и любви молодому поколению.  Критики и зрители приняли спектакль   восторженно. Актеров долго не отпускали со сцены, настолько глубоко и проникновенно они сыграли свои роли. Специальный приз жюри получила Жамал Сейдахматова за честь и достоинство.  С этим спектаклем театр участвовал в театральном фестивале в Лондоне .

«Журавлинные перья» японского драматурга Дз.Киносита поставил Жалал-Абадский театр им.Барпы.  Режиссер Б.Жумалиев создал на сцене красивый зрелищный спектакль с восточной экзотикой. Это красивая, немного печальная история о девушке — журавле, преданной любимым. Хорошо продумана сценография спектакля: несколько деталей и мы видим на сцене далекую  и загадочную Японию.  Хорошая  пластика, танцы, костюмы создали яркий образ спектакля-сказки. Исполнитель роли Содо Адыл Абдувахитов был награжден  в номинации «Лучшая  мужская роль второго плана» на республиканском театральном фестивале.

Завершила год  в этом же театре искрометная, зажигательная «Ханума»  грузинского драматурга А.Цагарелли. Трудно найти театр который бы не обращался к этому произведению. В свое время его ставила З.Аклаева в Нарынском театре с незабываемой Тамарой Жумакаевой в роли Ханумы. В основе пьесы хитроумные проделки веселой свахи Ханумы из Аблавара. Вечная тема: хитрость, любовь, обман и все это одето в песни и танцы, преподносятся с легкой иронией, шуткой.  Критики отметили  работу режиссера в поиске нового, оригинального решения спектакля. Богатые костюмы, декорации, хорошая игра актеров обеспечат успех этому спектаклю. Такие пьесы составляют фундамент репертуара театра, на таких спектаклях растет мастерство актеров и режиссера.   Самое отрадное, что Жалал-Абадский театр единственный  театр, который  в течение года поставил на своей сцене два спектакля с такой серьезной драматургией.

Пьеса «Актриса» драматурга М.Мамазаировой, поставленная в театре юного зрителя им. Б.Кыдыкеевой как бенефисный спектакль для народной артистки Н.Мамбетовой  стала событием в жизни театра. Бесспорно, Н.Мамбетова блистательно сыграла свою роль. Спектакль идет как воспоминания о сыгранных ею ролях, о  любви, о не сложившейся  личной жизни…  Спектакль участвовал в республиканском театральном фестивале года, где актриса, игравшая молодую Айым Белековну получила премию за лучшее исполнение роли второго  плана.  На международном  театральном фестивале АРТ-ОРДО  пьеса М. Мамазаировой  была отмечена как «Лучший дебют».

Большой интерес вызвал спектакль «София Булан» по произведению классика кыргызской драматургии Мырза Гапарова, поставленная Государственным молодежным театром «Учур».  Пьеса тонкая, с глубоким философским смыслом. Через главную героиню Асию (А.Бектурова), которая приехала на реставрацию мечети,  мы  узнаем, о том  какая трагедия,  какие события разворачивались на развалинах мечети Софии Булан  несколько веков назад. Туда приезжает бригада строителей, люди подлые и безнравственные. И не менее страшная трагедия происходит на наших глазах. Режиссер Н.Мендебаиров подобрал хороший актерский состав, декорации также отвечают сюжету пьесы. Однако, пьеса сама несколько пессимистична. По сюжету  зло порождает зло, на сердце остается глубокая печаль от такого финала. Спектакль также принял участие в республиканском театральном фестивале, где актриса А.Бектурова  получила приз  «За лучший дебют»,  а  актер Эрмекбаев Ж.  приз «За лучшую мужскую роль второго плана». На международном театральном фестивале АРТ-ОРДО актриса А.Бектурова  вновь получила приз «За лучший дебют» и сам спектакль получил специальный приз зрительских симпатий. Бесспорно в их успехе сыграла немаловажную роль прекрасная драматургия М.Гапарова.

Историческая драма К.Мамбетова «Күкүрт болгон күндөлүк», поставленная  Иссык-Кульским областным музыкально-драматическим театром им. К.Жантошева,  вызвала большой интерес оригинальной постановкой. В спектакле показана   трудовая и политическая жизнь видного политика и государственного деятеля Жусупа Абдрахманова.   Спектакль   напоминает постановки в стиле Мейерхольда. Скупой фон, выразительные элементы для изображения целого. Чего стоит только смена портретов в кабинетах, когда меняется картина,  мастерски  продуманный трюк. Тревожная и зовущая вперед музыка,   пронизывает весь  спектакль.  Солдаты как бы маршируют и в тоже время меняют место действия. Сразу видно, что режиссер спектакля  Ж.Осмонов — думающий, мыслящий нестандартно режиссер. Чего не скажешь о самой пьесе. Написана несколько  схематично, взята только трудовая  деятельность. Образ получился  несколько сухой и строгий, можно было бы показать его  в быту, семье, что несомненно бы добавило интересных красок. На республиканском театральном  фестивале актер Акматов Н., игравший отрицательный персонаж Худайкулова, получил приз «За лучший дебют».

Обратились к исторической теме и в Ошском государственном академическом  узбекском театре драмы им.Бабура, поставив музыкальную драму «Бобур тугени» –»Душевные порывы Бабура», написанную народным писателем  Узбекистана П.Кадыровым.  Хорошая историческая  пьеса  о великом Бабуре —  полководце, государственном деятеле, ученом, поэте. Театр часто обращается к  большому  историческому материалу, тому пример спектакль «Манас великодушный» Ж.Садыкова. Хотелось бы сразу отметить в спектакле о Бабуре великолепные костюмы и декорации, а также музыкальное оформление. Это единственный театр в республике, который отвечает  своему профилю музыкально-драматического театра. Здесь есть оркестр, есть хор, музыка звучит в живую. Подбор актеров соответствует характерам образов.  Интересная режиссерская находка – передача  поколения Бабура.  В то же время хотелось бы  отметить, что спектакль получился несколько повествовательным,  статичным, в лучших традициях советского реализма.

Жумгальский  музыкально-драматический театр им. К.Акыева поставил спектакль «Ауу…уккула, уккула… куйомду сатам» по пьесе Ж.Озубековой. По жанру спектакль написан как комедия, но на наш взгляд,  это  трагикомедия. Действие происходит в одной семье, где муж горький пьяница, пропивающей все, набравший огромные долги, которые его жена не в силах выплатить. Отчаявшись от безысходности, устав от такой жизни, она с горяча сообщает, что хочет продать своего мужа, чтобы рассчитаться со всеми. И, тут, набежавшие соседки готовы  нарасхват увести ее мужа. Только одна соседка упрекает ее в том, что она тоже виновата, в том, что он спился. У нее раскрываются глаза на все происходящее, она понимает, что может еще что-то изменить и спасти свою семью.  Режиссер тщательно поработал над пьесой, сделал большие сокращения с согласия автора и спектакль получился очень интересный, поучительный, жизненный. Конечно, тут большую роль сыграла главная героиня Батма в исполнении С.Токтогуловой.  Актриса талантливая, с хорошими внешними данными.

Необходимо отметить, что Жумгальский театр не имеет своего помещения, здание находится в аварийном состоянии и  в нем запрещено находится. Но, несмотря на это, коллектив работает, выпускает новые спектакли, которые они показывают только на выездах. В репертуаре у них есть и мировая классика и русская драматургия, такое разнообразие пьес, что может позавидовать любой театр.

Еще один театр с такой же  проблемой с помещением – это  Кочкорский музыкально-драматический театр. В июне   мы смотрели новый спектакль закутавшись в чапан, т.к.  зал даже к лету не прогревается, потому что  крыша над сценой давно прохудилась, кругом щели,  а ведь он  такой же по проекту как Нарынский театр и относительно других театров построен не так давно. Они тоже работают, ставят спектакли, закрывшись в одной комнатке с обогревателем. Там мы смотрели «Моно Лиза – Мончок» по пьесе казахского драматурга Р.Оторбаева. Что поразило в этом спектакле – так это работа художника-постановщика Кудайберди Бейшенкулова, он же играет Леонардо да Винчи. На сцене висят рамы от картин, так он поместил туда героев, они сидят как картины, не шелохнутся. Хороший грим и перед нами была Мона Лиза в исполнении Э.Тансыковой.   Спектакль был сыроват, актеры, не все были органичны, видно было, что еще нужно работать над текстом. Но глядя, как они самоотверженно трудятся, чувствуешь неловкость  за свои замечания. С этим спектаклем они участвовали в фестивале пьес драматурга Р. Оторбаева, где получили  приз. Они  поделились своей мечтой, если получат приз, то купят пистолет для освещения сцены. Думаю, они смогли это сделать.

Конечно, не все спектакли были упомянуты, но это и невозможно в рамках одной  статьи. Собраны те спектакли, которые на мой взгляд были наиболее интересными как в постановочной, так и в актерской работе за прошедший год. Все они участники различных фестивалей, как наиболее лучшие из репертуаров театров.  Проведение различных конкурсов, фестивалей, способствует  профессиональному росту театров, актеров, сценографов.  Это особенно заметно проявилось на VI  Международном  фестивале АРТ-ОРДО. Показаные на фестивале спектакли  на порядок выше в творческом плане  спектаклей предыдущих  фестивалей.

Исходя из сказанного, видишь что эпоха великих артистов и режиссеров пока еще не вернулась на кыргызскую сцену. Среди современных актеров почти не встретишь Муратбека Рыскулова,  Бакен Кыдыкееву , Даркуль  Куйукову,  Советбека Жумадылова… Бообек Ибраев, Жалил Абдыкадыров, Искендер Рыскулов, Алмаз Сарлыкбеков тоже не спешат… Хорошие режиссеры есть, но именитых нет. Трудно найти  достойную смену Мырза Гапарову, Мар Байджиеву, Бексултану Жакиеву, Токтоболоту Абдымомунову, Жалил Садыкову.  Я считаю наше  поколение  счастливым, потому что мы застали почти всех великих мастеров. В кыргызском драматическом театре трудно было отыскать актера или режиссера, который был бы не  именит. Это была целая плеяда талантливейших людей. Раскрытия таланта их не состоялось бы если бы они не работали с хорошей драматургией. Слава актеров и режиссеров идет от хорошо подобранного разного по жанру   репертуара, который содержит и  мировую классику, и современную зарубежную, и национальную драматургию. Мировая классика – это свидетельство интеллигентности  театра. Она помогает решать большие мировоззренческие проблемы, углубляет актерское мастерство, требует новых режиссерских ходов. Она всегда звучит современно, не переставая быть исторической. На то она так и называется — классика.

К сожалению в   репертуаре  наших театров за прошедший год почти нет мировой классики, нет хорошей зарубежной драматургии. Основной репертуар – это историческая и современная кыргызская драматургия.  Хотя современная пьеса  — это труднейший экзамен для  театра. Современная драматургия  становится как бы зеркалом между  зрителем и актером.  Мы узнаем себя в этих героях. Драматург имеет право на художественный вымысел, но не имеет право на фальшь и ложь.  Когда пьеса содержит фальшь она заставляет актеров оправдывать те действия,  в которые они сами не верят.  И зритель, придя в театр, видя на сцене неправду о жизни, которую он знает очень хорошо, вряд ли придет в следующий раз.

В заключение хотелось бы процитировать слова К.С. Станиславского из  его книги  «Моя жизнь в искусстве»:

«Замечали ли вы, что в театральной жизни… почему- то вдруг, неожиданно природа выбрасывает целую труппу, а к ним в придачу и писателя, и режиссера, и все они вместе создают чудо, эпоху театра.  Потом являются продолжатели великих людей, создавших эпоху. Они воспринимают традиции и несут  ее следующим поколениям. Но традиция капризна, она перерождается, точно синяя птица у Метерлинка, и преращается в ремесло, и лишь одна наиболее важная крупинка ее сохраняется до нового возрождения театра, который берет эту унаследованную крупинку великого, вечного и прибавляет к нему свое новое…».

У нас, на мой взгляд, есть  «наиболее важная крупинка» , в театрах идет обновление. Нужно быть предельно внимательным  — новое само докажет свою способность к развитию. А то, что развитие идет – это бесспорно…

Мы ждем «эпоху театра»!!!

Л. Молдалиева, театровед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.