Спектакль «Демон» в жанре этническая саундрама по мотивам одноименной поэмы и романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова поставлен в Государственном национальном русском театре драмы им. Ч.Айтматова приглашенным режиссером Владимиром Панковым.

Саундрама – это смешение жанров, стирание границ между различными видами искусств для создания инновационных, необычных творческих процессов.

«Самое важное в саундраме – это то, что совместный творческий процесс без канонов, каждый участник которого вносит свой «вклад», фантазирует, импровизирует – все это вырастает в результате в «готовые» проекты», — пишет В.Панков о студии саундрама.

Как написано в аннотации «спектакль «Демон» — эпическая постановка, соединяющая в себе этническую музыку, ритуальный танец и поэзию Лермонтова».

Постановка осуществлена по проекту Международной конфедерации театральных союзов при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. В реализации творческого проекта принимают участие представители из четырех стран: Кыргызстана, России, Узбекистана и Беларуси. К созданию спектакля привлечена уникальная интернациональная, профессиональная художественно-постановочная команда.

В спектакле заняты артисты ГНРТД им.Ч.Айтматова, Кыргызского национального академического драматического театра им.Т.Абдымомунова, Государственного театра юного зрителя им.Б.Кыдыкеевой, Бишкекского городского драматического театра им. А.Умуралиева, театра «Сахна», Кыргызского национального академического театра оперы и балета им.А.Малдыбаева, студенты Кыргызского национального университета им.М.Кашгари, Кыргызской национальной консерватории им.К.Молдобасанова, музыкант Центра традиционной музыки «Устатшакирт».

Спектакль является участником ХШ Международного фестиваля им.А.П.Чехова (Москва, 2017 г.) и YII Международного форума театрального искусства «TEART» (Минск, 2017 г.). В ноябре 2017 года спектакль был включен в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска» как один из заметных спектаклей сезона. Таким образом, впервые в истории Кыргызстана, спектакль из нашей республики смог побороться за «Золотую маску» и пробиться в лонг-лист этой самой престижной театральной премии России.

Нам остается только порадоваться успеху нашего театра на международной арене. Отзывы о спектакле рядовыми зрителями полны восторгов: от «шикарный спектакль» до «гениальная работа». Чего не скажешь о реакции театральных критиков, которые увидели в эпической саундраме «Демон» ущемление чести и достоинства кыргызского народа, глумление над эпосом Манас. И это, на наш взгляд, имело некоторое место. В романе М.Лермонтова «Герой нашего времени» действие разворачивается на Кавказе. Режиссер В.Панков не меняет ни названия романа, ни имен персонажей, почему-то местом действия избирает Кыргызстан. Добавляет национальный колорит, актер читает  поэму «Демон» в стиле чтения эпоса «Манас», звучит живая музыка на национальных инструментах, актеры говорят на кыргызском языке вперемешку с русским. Один из русских офицеров говорит о местном населении, как о «сборище пьяниц, готовых за водку на все». Такой текст есть в повести, но в нем говорится о другом народе. Эти грубые высказывания, конечно, вызывают чувство досады на режиссера, обладающего хорошим музыкальным вкусом, ценящего тонкий звук, извлеченный из инструмента, любующийся его звучанием, в то же время не слышащего звуки национальной  души человека, ее особенности. Что касается чтения стихов в духе эпоса «Манас», то на наш взгляд режиссер взял стиль чтения эпоса только потому, что оно само по себе очень зрелищно и ярко. Как бы актер не читал стихи, они не прозвучали бы на сцене, потому что там одновременно было столько звуков и действий, их можно было заглушить только таким оригинальным способом чтения чтобы привлечь внимание зрителей. Здесь чтение стихов было точно в стиле жанра саундрамы, который предполагает необычные и яркие выступления. Естественно, режиссер понимал, что это может стать изюминкой спектакля, что зарубежный зритель примет такое чтение за гениальную находку постановщиков. Руководство театра, могло бы проконсультировать режиссера о местных традициях и обычаях.

Саундрама «Демон» не является в чистом виде ни драматическим произведением, ни мюзиклом. На первом месте здесь стоит музыка, звук, пластика и только потом драма. Единение столь разных искусств порождает звуковое действие или Драматический Саунд. «В этом названии есть код, который ведет нас по жизни… тут соединены все жанры, которые до этого были придуманы. Поэтому мы можем ими жонглировать, соединять оперу, драматический театр, балет и психологическую драму», — В. Панков о жанре саундрамы.  Все это было наглядно показано в «Демоне». Режиссеру было мало этого, он еще взял в работу сразу два произведения М. Лермонтова. Первая часть идет по повести «Бэла» из романа «Герой нашего времени», вторая часть по мотивам поэмы «Демон». Это несомненно яркое, мастерски поставленное зрелищное произведение (трудно назвать его спектаклем), высочайшего уровня, созданное командой единомышленников, ибо одному человеку такая работа не под силу. Отсюда возникает вопрос, а как быть с творческой индивидуальностью? Как быть с другими жанрами, со временем исчезнет опера, драма, балет в чистом виде, на смену придет – саундрама? Судя по количеству постановок в разных театрах мира, а их уже более тридцати, саундрама начинает занимать позиции в мировом театре.

На сцене нет свободного места где бы не происходило действие. Режиссер великолепно чувствует пространство. Все образы тщательно отработаны, не успеваешь следить за передвижениями актеров, так как это происходит одновременно по всей сцене. Никто не сбивается с ритма, актеры произносят свой текст, наслаждаясь, скорее всего звуком своего голоса, потому что текст понять трудно и он, как мы поняли, не самое главное на этой сцене. Играют с большой отдачей, на одном дыхании.  Огромная работа, точная, отлаженная.

Но смотрится спектакль тяжело, внимание постоянно рассеянно, не знаешь то ли слушать музыку, то ли реплики актеров, то ли чтеца стихов, а еще надо следить за действиями на сцене. Конечно, современный зритель любит яркие, зрелищные спектакли, где все находится в постоянном движении. Век актера мыслящего, думающего, умеющего держать зал многозначительными паузами скоро канет в лету. Скорость, устремление вперед, быстрое развитие событий, зрелищность и т.д. – это современный театр. И саундрама как новый инновационный подход к решению спектакля вызван самим временем. Отрадно, что и в нашей республике есть театры, которые стараются идти в ногу со временем

Как сказал наш известный режиссер- нам понадобится семьдесят лет, чтобы дорасти до уровня такой постановки. Он конечно пессимист, мы надеемся, что это произойдет пусть не в ближайшем, но недалеком будущем. И к тому времени когда наши режиссеры придут к этому жанру, он может уже претерпеть изменения, стать более понятным, время само отметет лишнее. Мы будем рады увидеть на сцене такое яркое зрелище как саундраму Манас, где  наш великий эпос в новом образном изложении, понятном и доступном нашему будущему поколению донесет все величие и значимость Манаса как культурное наследие для кыргызского народа, да и не только…

Л.Молдалиева — театровед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *