«Комедия черного юмора» – так определил жанр пьесы «Посетитель» известный турецкий драматург Тунджер Джудженоглы. Одноименный спектакль на сцене Кыргызского национального академического театра драмы им. Т.Абдымомунова  поставил режиссер Ш.Дыйканбаев, но  уже в жанре —  «психологическая драма».

…На сцене полностью обтянутый белой тканью  квадрат – это больничная палата, в которой лежит тяжело больной молодой человек, за ним ухаживают его жена и мама. Форма спектакля строга и красива. Любой жест, движение это уже мизансцена. Передвижение актеров  — как движение линий на белой бумаге, в данном случае пол тоже обтянут белой тканью. Здесь не может быть фальши, наигрыша, т.к. все действия  происходят как на ладони: зрители сидят в этом  же квадрате вдоль по периметру. Режиссер  все внимание устремил на крупный план актера.  Несомненно, это  удачное решение было воплощено художником-постановщиком спектакля, заслуженным деятелем искусств Кыргызской Республики Юлдашем Нурматовым. К слову сказать, это вторая работа талантливого  художника с этим автором, предыдущий спектакль «Лавина» был поставлен в начале этого года на сцене Театра юного зрителя им. Б.Кыдыкеевой.

Драматург Тунджер Джудженоглы

Начинается спектакль с прихода посетителя в палату к больному с очень странной просьбой. Оказывается  это Ангел смерти и  он просит разрешения у жены больного забрать его жизнь, т.к. якобы,  согласно Конвенции ООН о правах человека он самостоятельно это сделать не может. Конечно, ситуация абсурдная. Ангел смерти не может принимать обличия человека, ему не требуется ничье разрешение на выполнение своей сакральной  миссии.  Поэтому и  определен автором жанр как «черный юмор». Но режиссер, определив жанр «психологическая драма», заставляет нас принимать это как бы  всерьез. Психологическая драма как  театральный жанр, обычно  отличается  довольно сложным сюжетом. Это не развлекательное зрелище, а попытка режиссера передать ощущения героев, вникнуть в их внутренний мир, показать их чувства, эмоции, мироощущение.

Ангел смерти (артист А.Болорбек уулу)  начинает свою миссию с уговоров жены больного (артистка А.Кыйыкбаева). Он изворачивается как может, постоянно перемещается по замкнутому квадрату сцены, где  искушением, где лестью, где угрозами он почти убеждает женщину отдать ему душу мужа. Но еще есть мать больного (заслуженная артистка КР Ж.Кочорбаева), которая приходит в больницу на дежурство вместо снохи. Здесь Ангел смерти  терпит фиаско, т.к. мать не принимает никакие его доводы и аргументы. Ничто не может поколебать любовь матери к сыну.  Когда, исчерпав все возможности, Ангел смерти говорит о том, что вдруг  он  пролежит  более двадцати лет, а она уже немолода и может не дожить. На что мать  отвечает: «если есть надежда – я доживу!». Огромная любовь матери, ее надежда на  выздоровление, терпение и преданность придают ей силы. И мать побеждает Ангела смерти – он вынужден отступиться. Недаром автор  пишет в заголовке пьесы: « Посвящаю моей маме и в ее лице матерям всего мира».

Актриса Ж.Кочорбаева в образе матери показала насколько материнская любовь может творить чудеса. Она приходит в палату с алфавитом, благодаря которому она сможет  говорить с парализованным сыном. Она ни на минуту не отходит от кровати сына, готовая при необходимости закрыть его  своим телом,  чтобы защитить  его от Ангела смерти. Ее глаза полны любви и ласки, когда она смотрит на сына, гладит его неподвижное тело.

Актер А.Болотбек уулу очень органичен в образе Ангела Смерти, у него хорошая речь, внешние данные. Некоторая суетливость в его движениях вызвана, скорее всего, стремлением украсить образ своего героя. Ему приходится трудно, т.к. его партнерша несколько пассивно отвечает на его реплики.  Но он умеет мгновенно переключаться, не теряя правдивости, не выходя из образа.  У него много масок, которые он снимает постепенно в соответствии с ситуацией.

Женщина в исполнении артистки  А.Кыйыкбаевой  вначале несколько монотонна, у нее трудно идет диалог с посетителем, они говорят как бы  на разных  языках. Но с приходом свекрови она преображается и это уже другая женщина – темпераментная, жаждущая жизни. Хотя необычный  посетитель  смог несколько поколебать ее надежду на выздоровление мужа, но в конце она возвращается,   потому что  в душе ее живут любовь и преданность.

Этот   спектакль  гимн  всепобеждающей силе  любви. Любви между матерью и сыном, между мужчиной и женщиной…

Театральный художник Юлдаш Нурматов

В тоже время хочется отметить некую эклектику  в работе режиссера. На мой взгляд – это исполнение больным   небольшого кусочка арии из оперы. Понятно, что он лежит без движения, накоплена огромная энергия, которую хочется выплеснуть,  вырваться из этого состояния. Потом, нахождение на сцене в течение полутора часов   актера лежащего неподвижно на кровати несколько тягостно и утомительно.  Может было бы возможно это просто обыграть актерам, ведь все равно здесь  все условно, тогда, зачем этот натуральный больной?  Он бездействует весь спектакль, просто присутствует как декорация.

Режиссер сразу стремится окружить зрителя атмосферой больницы.  При входе в зрительный квадрат встречают медсестры, что вызывает неловкость и настороженность. Одевание бахил на ноги не создают большое впечатление, если только не служат защитой для того чтобы не  запачкать обувью белый пол сцены… Финал спектакля был резким, перечеркивающим  все предыдущие действия. Приход врача с просьбой посетителям  покинуть палату, т.е. нам зрителям покинуть зал был, конечно, не оправдан, он загубил кульминационную сцену  торжества  победы любви матери и женщины над Ангелом смерти. Здесь возникает вопрос, а что мы зрители  тоже были посетителями, тоже приходили за душой больного?…

Сказанные замечания, конечно, не умоляют достоинства спектакля. Здесь есть сценическая культура, эстетика. Режиссер Ш.Дыйканбаев несомненно способный, мыслящий, талантливо дерзкий, интересный художник. Список поставленных им спектаклей солидный, здесь и  мировая классика, и современная драматургия все это  говорит о том в кыргызский театр пришел смелый молодой  режиссер готовый экспериментировать, бросать вызовы…

Л.Молдалиева
театровед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.