90- летию  Чынгыза Айтматова  посвящается

Спектаклем «Найман Эне» по произведению Ч.Айтматова  «И дольше века длится день» с блеском вышло на сцену новое актерское поколение. Это дипломники Театральной студии при Кыргызском национальном академическом театре им.Т.Абдымомунова. Руководитель курса — заслуженный деятель искусств КР Замира Аклаева; режиссер-педагог, он же инсценировщик  — Эркин Эгембердиев.

…С самого начала спектакль задает сильнейший темпо-ритм. Зная наизусть произведения  великого писателя, мы не были простыми созерцателями происходящего на сцене, как нечто давно происходившего, удаленного от нас во времени. Мы сразу попали в гущу событий  живого и выразительного рассказа о трагической судьбе.   Спектакль «Найман Эне»  — это новое прочтение Айтматова. Казалось, чем еще можно удивить поклонников произведений Айтматова, столько постановок было не только у нас в республике, но и за рубежом, а нет, оказалось можно, и еще как. В этом, видимо и есть гений писателя.

Режиссер Э.Эгембердиев делает новую трактовку и на   первый план выносит образ матери – Найман Эне. Он  расширил образ матери, показал ее не только в горести и страданиях по пропавшему сыну, но и как любящую, счастливую мать. Актриса (Борисова Жанара) играет настолько проникновенно, убедительно, что забываешь, что перед нами девочка, которая только вступает во взрослую жизнь. Эта жизнь ей еще незнакома, она узнает о ней через свою героиню.  На наш взгляд, не надо ей  делать  пожилую Найман Эне, на самом деле ей  было не более 35 -40 лет.  Она довольно молодая женщина.  Образу Жоломана (Базарбай уулу Бактыбек) тоже добавили красок, показали,  каким он был   любящим сыном. Он внимательно слушает  все наставления матери, с удовольствием их повторяет, засыпает под звуки колыбельной песни. И тем страшнее, трагичнее, что он не узнает ее, став Манкуртом. Какие-то проблески в его сознании появляются, когда мать поет ему колыбельную, но тут же  моментально исчезают при появлении врагов.

Очень трогательно и нежно решена сцена матери и манкурта, когда он  пересыпает из своей ладони в ладонь  матери зерна пшеницы.   Она же повторяется в финале,  в сцене смерти Найман Эне — это была тонкая связь матери и сына. Еще не менее интересный и новый персонаж  инсценировки – это образ Земли (Баркалбас уулу Кубанычбек). Он повествует о событиях, которые имели место,  а также о  предстоящих, и все это без надрыва и  крика.  Образ яркий, монолог звучит в духе Айтматова – проникновенно, с пронзительной безысходной  печалью,  который задает тон всему спектаклю. И, конечно, успех спектаклю также обеспечила белая верблюдица Акмая.  Самое невероятное решение верблюдицы было создано в спектакле «И дольше века длиться день» в Литовском театре драмы режиссером Эймунтасом  Някрошюсом: он создал их из обыкновенного каната. Здесь  постановщики создали свою верблюдицу из двух актеров, соединенных деревянной лесенкой.  Найман Эне садится на нее и пускается в путь на поиски сына.  Настолько просто и необыкновенно выразительно была решена эта сцена.

Особо необходимо отметить  грамотный текст инсценировки, что   не всегда  бывает даже у наших именитых драматургов. Речь звучит плавно, логично, не «царапает» слух.

Все сцены музыкальны,  решены через пластику (сказывается хореографическое прошлое руководителя курса Аклаевой З.), актеры двигаются по сцене широко, свободно. Используется все пространство сцены.

Сегодня получился текст весь из глаголов в превосходной степени. И это обосновано спектаклем. Э.Эгембердиев, не только хороший  актер, но и хороший педагог, режиссер, инсценировщик произведений. Им был поставлен спектакль-попурри по произведениям Ч.Айтматова на сцене Балыкчинского Дома культуры. За сорок минут мы увидели события из более десяти произведений. Они плавно переходили  из одного в другой. Это новое слово в кыргызском театре. Несомненно, у Э.Эгембердиева большое будущее, глубоко одаренный (не побоимся этого слова), мастер, театр должен поддерживать и беречь такие таланты. А в отношении этого курса, нужно принять правильное, хорошее решение – сохранить его, это большая  редкость, когда столько талантливых ребят собираются вместе. Может даже создать современный молодежный театр студию, благо у них уже есть замечательный режиссер.  Это свежий ветер, свежее дыхание.

Спектакль,  смотрится на одном дыхании,  настолько он тронул нас, в горле стоял ком от трагичности ситуации, слезы не только наворачивались… Создалось впечатление, что сам великий писатель вчера благословил ребят на этом выступлении, дух Айтматова витал на сцене… С большой уверенностью можно сказать, что трудно найти лучшего спектакля по произведениям Ч.Айтматова, нежели эта студенческая работа дипломников театральной студии.

Людмила МОЛДАЛИЕВА, театровед

One Reply to “Людмила МОЛДАЛИЕВА: Дух Айтматова витал на сцене…”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.