(Памяти таланта с большой буквы, режиссера Алмаза Сарлыкбекова посвящается)

«Заоблачный театр», «один из самых высокогорных театров» — так писались  в советское время заголовки статей о старейшем театре республики  — Нарынском областном музыкально-драматическом  театре  им.М.Рыскулова.

Имя  М.Рыскулова было присвоено театру к его 40-летнему юбилею в 1977 году, когда театр переехал в новое здание. Театр гордится именем великого артиста, но наш взгляд, было бы справедливо и по праву, если бы имя народного артиста СССР Муратбека  Рыскулова носил Кыргызский национальный академический театр драмы, поскольку всю свою творческую жизнь он  служил  в этом театре и умер, можно сказать, на сцене.

В этом году Нарынский театр открыл свой очередной театральный сезон.  Театром пройден огромный  путь от колхозно-совхозного до профессионального театра. Весь свой творческий путь  театр шел  в ногу с другими театральными коллективами республики, пропагандируя и утверждая наше многонациональное искусство. В связи с малочисленностью населения города Нарын, театр вынужден гастролировать по области, неся искусство в самые отдаленные уголки республики. Отсюда еще одно его название «театр на колесах». По ряду объективных причин Нарынский театр неоднократно закрывался, труппа театра распускалась. Но спустя некоторое время театр возрождался,  труппа собиралась по всем  театрам, и опять крутилось колесо искусства  по горным дорогам области.

Творчество театра огромно, его невозможно охватить в рамках одной статьи, об этом надо писать книгу. Сегодня хотелось бы вспомнить «золотое» десятилетие театра, а именно 1980-1990 годы, годы наибольшего творческого подъема театра. В те года директором театра был Ишенбай Токольдошев, человек не менее знаменитый в свое время, чем народные артисты. Это был директор с большой буквы, отдавший театру всю свою жизнь. Он ездил по театральным вузам Москвы, Ташкента и набирал актеров, режиссеров, художников. Так в Нарынском театре появились: главный режиссер Алмаз Сарлыкбеков, выпускник ГИТИСа им.Луначарского, главный художник Марат Шарафидинов, выпускник ТТХИ им.А.Н.Островского, режиссер-постановщик Замира Аклаева, выпускница ТТХИ им.А.Н.Островского, зав.литературной частью Людмила Молдалиева, выпускница ТТХИ им.А.Н.Островского, главный администратор Чинара Жедигерова и около десяти молодых артистов, также выпускников Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н.Островского.

Постановкой спектакля «Три аршина земли» татарского драматурга  А.Гилязова  начинается  совместная творческая биография режиссера А.Сарлыкбекова и художника – постановщика М.Шарафидинова в Нарынском театре.  К 100-летию славного борца революции, члена партии большевиков с 1905 года,  легендарного героя Таабалды Жукеева-Пудовкина ставится спектакль по пьесе Дж.Садыкова «Воспоминания о Таабалды Пудовкине», который на Всесоюзном конкурсе спектаклей на военно-патриотическую тему награждается серебряной медалью им.А.Попова.

Впервые в Средней Азии и Казахстане театр обращается к произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Роман не только о заблудшей душе Раскольникова, но и о морально растерзанном Свидригайлове, о растоптанной судьбе Сони, о загубленной жизни Катерины Ивановны, о тех униженных и оскорбленных, которые во все времена будут вызывать  сочувствие  у людей.

Труппа Нарынского театра была полупрофессиональной и когда на роль Раскольникова А.Сарлыкбеков утверждает  актера К.Назаралиева, не имеющего высшего театрального образования  многие  начали сомневаться в успехе спектакля. Также сомнение вызвала и актриса А.Набиева, хотя  она и имела высшее образование, у нее были прекрасные внешние данные: статная, красивая, с аристократической внешностью,  но до этого она  не играла такие остро  характерные роли. На роль Сонечки Мармеладовой режиссер утвердил  Розу Заитову –   певицу, не имеющую актерского образования, здесь   уже все  не сомневались в провале. Многомесячная работа над спектаклем, дала ошеломляющий  результат. По итогам республиканского конкурса «Лучшая постановка года»  спектакль  занимает первое место.  Это был поистине спектакль года.  Театр не знал такого успеха со дня своего образования. Р.Заитова (к сожалению безвременно ушедшая) настолько достоверно создала образ Сонечки, что  сразу заняла достойное место в труппе театра. В последующем  она  блистательно сыграет  Леди Макбет в «Макбете» У.Шекспира,  среднюю дочь Регану в «Короле Лире» У.Шекспира и еще много не менее интересных ролей.

Творческий бум охватил театр. Актеры сами не могли понять откуда в них появилась такая мощная энергия, такое стремление к работе над образами, о которых они даже и не мечтали. Великая классика и работа молодых постановщиков подняли дух артистов.  Они поверили в себя, поняли, что способны на многое. Уметь раскрыть талант актера это большое искусство, таким искусством обладал А.Сарлыкбеков.

Следующая постановка  была также открытием для кыргызской сцены – это  трагедия У.Шекспира «Макбет». Спектакль был поставлен к пятидесятилетнему юбилею народного артиста КР Капара Медетбекова. Тема зависти, алчности, жажды власти  живо и страстно зазвучала в поэтической  речи Шекспира. Это был величественный, красивый спектакль в прямом смысле слова и декорации, и  костюмы переливались бархатом от пурпурного до темных расцветок. Постановщикам  не понадобилось нанимать репетитора для правильного чтения стихов Шекспира. Они сами обучали их сценической речи и сценическому движению.

К 60-летию Кыргызской ССР и Компартии Киргизии в 1984 году  был поставлен спектакль «Ранние журавли»  по одноименной повести Ч.Айтматова. С этим спектаклем   театр участвует во Всесоюзном фестивале молодежных спектаклей в г.Тбилиси в Грузии, где становится лауреатом фестиваля. Здесь хотелось бы особо отметить работу молодого   актера Амана Жапарова в роли Султанмурата. Дети войны, они создают «аксайский десант»  в задачу которого входит распахать и засеять двести гектаров земли. Ранние журавли – это дети, которые своим самоотверженным трудом добивались победы в тылу, ранние журавли –  это   вестники  Великой Победы.

В этом же году театр проводит  отчетную декаду в г. Бишкек  с репертуаром: «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Ранние журавли» Ч.Айтматова, «В списках не значился» Б.Васильева, «Эзоп» Фигейредо, «Воспоминание о Таабалды Пудовкине» Д.Садыкова, «Камгакпай друг Борбаша» Т.Абдымомунова и «Макбет» У.Шекспира. По итогам декады многим актерам присваиваются высокие звания. За исполнение роли Раскольникова К.Назаралиев получает звание «Заслуженный артист Кыргызской ССР», за роль Катерины Ивановны актриса А.Набиева получает звание «Заслуженная артистка Кыргызской ССР», за создание образа Свидригайлова К.Мендебаиров получает высокое звание «Заслуженный артист Кыргызской ССР». Театр награждается Почетной Грамотой Верховного Совета Киргизской ССР. Театру передается на вечное хранение Памятное Знамя Нарынского обкома партии, Облисполкома, Облсовпрофа и Обкома комсомола.

Параллельно     успешно  ставит  спектакли и режиссер-постановщик  З. Аклаева.  В год  40-летия  Великой Победы, в дань уважения героическому подвигу белорусского народа, принявшего на себя первым удар фашистской Германии,  был   поставлен  спектакль «Трибунал» по пьесе белорусского драматурга А.Макаенка. Поставила спектакль  З. Аклаева. Это уже был второй  на ее счету спектакль о Великой отечественной войне. Первым был «В списках не значился» Б.Васильева о героической обороне Брестской крепости. Удивительно было, как молодой режиссер, женщина смогла поставить настолько достоверный  и искренний  спектакль о войне.

По творческой заявке народной артистки КР Тамары Жумакаевой в работу берется искрометная и зажигательная комедия  «Ханума» грузинского автора А.Цагарели. Феерический грузинский юмор, песни, танцы и  конечно, блистательная Ханума из Авлабара в исполнении Т.Жумакаевой. Режиссеру З.Аклаевой  в постановке спектакля помогло ее  хореографическое  образование,   актеры  не просто пластично двигались по сцене, а это были постоянные танцевальные па. Хотелось бы особо отметить то, что когда  Нарынский театр в рамках своего полувекового юбилея   подготовил ряд спектаклей к отбору для просмотра  комиссии из Москвы   – то «Ханума» возглавила  этот список. Хотя, в начале,  они были категорически против этого спектакля, т.к. считали, что спектакль, очень много игранный в разных театрах и уже что-то новое  сказать просто невозможно. У всех перед глазами стояла замечательная постановка «Ханумы» в Большом драматическом театре Ленинграда режиссером Г.Товстоноговым, которую еще сняли и показывали по телевидению. И  самое главное, они, конечно, считали, что  в этом глубоко периферийном областном  «театре на колесах» их  чем-то трудно будет удивить. Дирекция театра убедила их хотя бы посмотреть, ведь актеры готовились… Они были приятно удивлены увиденным и, конечно  же, сразу включили «Хануму» для показа в Москве.

Желание   маститых  актеров  сыграть Короля Лира оправдана всегда и здесь народный артист  республики К. Медетбеков не стал  исключением. Безумный старец Лир отдает при жизни своим дочерям  все, что должно  было им достаться по наследству. Упиваясь своей властью, он играючи устраивает  турнир между дочерьми, требуя сказать,  насколько каждая из них,  любит его. Власть он передает в руки старших дочерей, сам  остается ни с чем, вот здесь и начинается его трагедия… Несомненно К.Медетбеков мастерски  создал образ своего Лира.

И, конечно, самая большая, масштабная постановка, которая подвела некую черту под их творчеством это спектакль «Плаха» по роману Ч.Айтматова.  Он был удостоен многочисленных  наград, принес постановщикам заслуженные звания, но больше всех получил награду исполнитель главной роли Бостона Капар Медетбеков  — звание «Народный артист Союза Советских Социалистических Республик».

Свой полувековой юбилей Нарынский театр отметил на сцене Малого театра в г. Москва — столице СССР с богатым разнообразным репертуаром, подготовленном на самом высоком художественном уровне. Московские зрители и критики восторженно встретили актеров маленького провинциального театра и это еще больше вдохновило их на творчество.

За короткий период театр превратился в самого активного пропагандиста русской, советской и зарубежной драматургии. В год выпускалось не более пяти спектаклей. Среди них была зарубежная классика, русская классика, современная зарубежная или советская драматургия, пьеса местного автора, так называли национальную драматургию, и обязательно одна комедия для гастролей. Хорошо подобранный  репертуар всегда обеспечивал  успех. Молодые постановщики это прекрасно понимали  и  стремились подбирать   репертуар так, чтобы задействовать всех актеров труппы,  ярче раскрыть их талант. Учитывались индивидуальность, амплуа актеров, юбилейные даты, бенефисные спектакли. Все пьесы поступали через Репертуарно-редакционную коллегию Министерства культуры, что напрочь исключало попадание на сцену пьес с низко художественным содержанием.   Шло тесное сотрудничество с газетами, радио и телевидением, где готовились анонсы, творческие портреты, аналитические материалы о  спектаклях.

Никто не старался «перетянуть на себя одеяло», все делали общее дело с большим задором и энергией. Не мешали, а дополняли друг друга, идеи обгоняли возможности, сорились, кричали, не разговаривали, но работа шла полным ходом.  С самого начала репетиций режиссер и художник садились рядом и так было всегда на протяжении десяти лет. Незаметно родился крепкий творческий союз единомышленников. Они были все разные по характеру и темпераменту: спокойный, сдержанный, немногословный А.Сарлыкбеков; взрывная, беспокойная, принципиальная  З.Аклаева и тонкий, скрупулезный,  молчаливый  М.Шарафидинов. Нарынский театр стал для них большой  жизненной  школой, он стал трамплином в их дальнейшей творческой судьбе.  Здесь они научились работать, дерзать, не бояться экспериментировать,   замахиваться на огромные полотна, благо всегда была поддержка, как со стороны труппы, так и со стороны дирекции театра.   Это было поистине «золотое» время не только театра, но и молодых постановщиков. Спустя время они разъедутся по разным театрам. У них еще  будут  совместные постановки, но это уже  другие люди, они  стали  мастерами, у каждого за плечами появился  свой театр.

Рано ушел из жизни Народный артист КР, лауреат самых престижных государственных премий Кыргызстана  А.Сарлыкбеков. Это был один из талантливейших режиссеров, равных ему  не было тогда и сейчас пока нет. М.Шарафидинов стал народным художником республики, работает главным художником в Кыргызском государственном  академическом театре оперы и балета им. А.Малдыбаева, З.Аклаева – заслуженный деятель искусств КР, работает режиссером-постановщиком в Кыргызском национальном академическом театре драмы им.Т.Абдымомунова.

Прожита большая творческая жизнь, впереди  не меньше планов. Кстати, сейчас  у З.Аклаевой  и М.Шарафидинова  вновь творческий союз. Они приступили к работе над постановкой «Вестсайдской истории» американского драматурга А.Лорентса в Кыргызском национальном академическом театре драмы.   Пожелаем им успеха и того творческого задора, который  их пока не подводил.

Как говорил великий русский поэт А.Пушкин «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

И так,  они все вышли из Нарынского театра…

Людмила Молдалиева,  театровед

One Reply to “«Они вышли из Нарынского театра»…”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.