Философская мысль Платона развивается в согласии с его взглядами на образование, представленными, главным образом, в его двух диалогах: Республике и Законах.  Ставя умственную основу совершенного государства как главную цель, Платон в своей Республике пишет о том, что необходимо уделять огромное внимание на формирование страж,  чья социальная роль заключена в защите города.

Длительный образовательный процесс формирования страж, имеет в своей основе два вида искусства, глубоко почитаемые греками: музыку (включающий также поэзию) и гимнастику. Говоря о музыкальном образовании, Платон говорит о том, что эпические и трагические поэмы, рассказывающие о неблаговидных делах (например, о мести) божественной природы, должны быть запрещены. Афинский философ считает, что, так как Бог по своему существу добр, эти поэмы являются фальшивыми и вредными для нравственного формирования страж.

Когда Платон говорит об образовании тела, он считает, что необходимо взять Спартанскую военную гимнастику в качестве модели, так как она основана на физических упражнениях и предполагает суровый контроль над всеми удовольствиями. Поэтому, согласно Платону, вся пища должна быть коллективной и умеренной, чтобы избежать эксцессов, вызванных обжорством.

Огромная связь между этими двумя типами образования составляет стержневую основу формирования будущих страж. Но как избрать из них того, кто будет способным править городом? Платон считает, что необходимо применять к студентам трудные тесты, могущие оценить их способности. Эта оценка включает проверку их памяти, сопротивляемость боли и соблазнам, а также их способности выполнять тяжелые работы.

Тем, которые проходят испытание, следует продолжать свой образовательный процесс, изучая математику, а затем диалектику. Те, кто не пройдет испытание, следует работать на общество, выполняя различные виды услуг: торговлю, изготовление потребительских товаров и т.д.

Формирование страж (и особенно правителя) требует дальнейшей преданности и усилий со стороны студентов. Подобно тому, как наши глаза не могут прямо смотреть на солнце, источник всего света в видимом мире, Добро (высшая идея, правящая сверх-чувственным миром) невозможно видеть, если глаза души не подготовлены тщательным образом для этой  цели.

Эта ситуация, проиллюстрированная в хорошо известной аллегории о пещере, предсказывает то, что человек способен освободить себя от ложного знания, рожденного мнениями (doxa), являющимися лишь тенями или слабыми подобиями истинного знания. Однако такой прорыв не совершается внезапно, так как человек, привыкший жить в тенях, видя солнце в первый раз, ослепляется и отказывается продолжать смотреть на него. То же самое происходит с истинами и идеями верховного Блага.

Поэтому дальнейшее изучение (математики и диалектики) должно продолжаться многие годы, чтобы обнаружить философскую душу. Согласно Уернеру Жэгеру (1995. С. 242), «Платон считает, что истинная философская душа – это та, которую не волнует различие мнений, которая  направлена на достижение единства в многобразии, т.е. на то, чтобы «наблюдать фундаментальный, универсальный и неизменный образ всех вещей в мире: идею».

Образование, которое показывает всем гражданам то, кто есть истинный правитель, есть духовное восхождение: та душа, которая достигает вершины знания, способна управлять городом, но не должна судить о себе как о человеке лучшем, чем все  другие. Напротив, эта душа должна пойти назад в затемненный мир, где живут они, и, используя свое точное видение, помогать им видеть ясно в темноте.

Поэтому философ – король (или королева) не думает, что счастье есть достижение власти правящего для того, чтобы быть чествуемым из-за его мудрости или приобретение престижа и благосостояния; он (она) не гордится своим положением. Он счастлив  быть самым великим  учителем города, тем, кто правит для того, чтобы сделать граждан более лучшими мужчинами и женщинами.

В Законах, возможно, последнем диалоге, написанном Платоном, идеальное государство основано в Крите. Это – также умственное создание и называется «Магнезия». Если в Республике афинский философ понял, что слова философа – короля могли быть рассмотрены справедливо и как самое лучшее представление законов, в «Магнезии» он рассматривает написанные законы, как имеющие огромную важность, кроме всего другого, благодаря  своему образовательному содержанию.

Так, дух закона должен включать душу граждан как истинного этоса, т.е. граждане должны уважать законы, благодаря свой роли в развитии социального сосуществования, но не из-за страха от предписанных наказаний.

Согласно Платону, каждый закон имеет трансцендентальную основу: Бога. Он является «нормой норм, мерой мер». В Республике верховным универсальным принципом является Благо, которое совпадает, в Законах, с Божественным разумом. Бог представляет себя в качестве законодателя всех законодателей, сохраняя огромное образовательное отношение с человеком. Так же как хорошие фонтаны вновь выбрасывают  громко воду, так и Бог всегда предписывает, что есть правда. Поэтому Бог есть «универсальный Учитель» Ibid. P. 1З43.).

C этого момента Платон начинает уделять больше внимания на объем образовательного процесса, т.е. не так важно, кого образование будет показывать как способного управлять, а сколько людей будет подготовлено для проявления патриотизма в течение их жизни. Поэтому Платон защищает общественный характер образования, подчеркивая, что оно должно быть осуществляемо в зданиях, специально построенных для этих целей. В этих школах мальчики и девочки должны получать одно и то же обучение.

Платон считает также, что образовательный процесс должен начаться как можно раньше и он предполагает, что 3-6-летние дети должны играть в разные игры. Более старшим детям он  рекомендует те же игры с теми же правилами, так как те, кто привыкает к тому, что ими управляют хорошие принципы, не будут в будущем чувствовать необходимость изменения законов и конвенций, одобренных обществом.

Так как образование занимает огромное положение в формировании граждан, его недооценка становится разрушительной. Министр образования, который должен быть хорошо квалифицированным и не должен быть моложе 50 лет, должен выполнить эту задачу. Он должен быть выбран среди самых лучших государственных служащих тайным голосованием (осуществляемым в храме Аполлона), но тот, кто избран, не может быть членом Ноктюрнального (Ночного) Совета.

Вид правления, предложенного в Законах, представляет собой систему, объединяющую аспекты аристократии и демократии. Государственная администрация осуществляется различными уровнями служащих, над которыми находится Ноктюрнальный Совет. Совет состоит из старейших и уважаемых служащих и он не избирается гражданами. Хотя возможно и избрание их до включения в Совет. Главными обязанностями Совета являются:

  1. Развитие философских исследований для приобретения существенного понимания законов, управляющих Государством.
  2. Установление взаимообмен философами из других городов для улучшения законов «Магнезии»
  3. Для убеждения в том, что философские и юридические принципы, которых уважают советники, исполняя свои обязательства, распространяются для всех граждан.

Согласно Джэгеру, хотя и вызывают удивление, политические и педагогические взгляды Платона, представленные в Законах, не отличаются по существу от тех, которые  представлены в Республике, советники играют роль, подобную той, которую выполняют стражи: они являются верховными защитниками и главными распространителями Добродетели.

Умут АСАНОВА, доктор философских наук

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *