(НА ПРИМЕРАХ МАХАБХАРАТЫ, БИБЛИИ, МАНАСА)

Тезисы

  1. Внимательное ознакомление с изустным творчеством разных народов, впоследствии в разное историческое время и пространство оформленным в монументальные памятники религии, наводит на мысль об универсальных ценностях, являющихся корневой осью развития разных культур.
  2. Сравнимы ли Махабхарата, Библия и Манас? Сравнение предполагает выявление единства сравниваемых явлений, на первый взгляд кажущихся совершенно разными культурными феноменами. Сравнение их предполагает выявление их различия, которые, на первый взгляд, явны и не требуют доказательств. На поставленный вопрос мы отвечаем: Да.
  3. В чем выражено их единство? Вызванные разными исторически определенными социальными, культурными, экономическими реалиями, они представляют собой совершенно особый феномен духовного творчества разных народов, являющегося квинтэссенцией сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, вселенского и локального, божественного и человеческого, эзотерического, мистического и реалистического, жизненного.
  4. Единство сравниваемых культурных феноменов заключается в том, что все они изначально сказывались изустно. Изустное сказывание представляет собой эзотерический процесс со-творчества вселенской и человеческой памяти, разума. Махабхарата – есть сборник мифов (текстов, гимнов — упанишад) о Боге, творении мира, богах и болубогах, об аватарах, их рождении, жизни и смерти, за мозаикой рассказов о которых проглядываются пытливому уму универсальные и вечные истины. Маха – из санскрита – великий, Бха – Бог, Рата – Слово. Махабхарата – Великое Слово Бога.
  5. Библия – также Слово Бога. Ветхий и Новый Завет – это сборник изустного сказывания особых лиц, входивших в транс связи с божественным началом, выражая тем самым эзотерическое творчество избранников, исторически известных как пророков.
  6. Кыргызский эпос «Манас» — также результат эзотерического творчества особых лиц, входящих в состояние транса, творческой левитации, благодаря которой происходит таинственный процесс извлечения событий из другого времени и другого пространства. У каждого великого манасчы свой транс, своя левитация, тем самым, своя версия, хотя у всех манасчы – относительно мозаичный сказ объединятеся вокруг единого корня, единого ствола. Сравним Библейские заветы от разных пророков об Едином.
  7. История рождения Кришны, Иисуса, Манаса, древние и сокровенные предсказывания о них, их будущих героических деяниях, их царстве и восстановлении на Земле нарушенного порядка и справедливости, представляют собой совершенно похожие друг на друга историко-культурные рефлексии.
  8. Рождение Кришны, Иисуса и Манаса сопровождается небывалыми природными явлениями: грозой, громом, молнией, землетрясениями, падением столбов. Рождение Манаса в течение девяти дней и девяти ночей, сопровождаемое мучительными схватками, болями, неимоверными потугами Чыйырды, жены Джакыпа, весь сказ, описывающий эти невероятные роды, художественное воспроизведение их в устах манасчы, вызывают, практически, то же потрясение, что и описание природных волнений при рождении Кришны, Иисуса, Мухаммада.
  9. Едина и история о том, как, узнав о рождении нового «Царя», земные цари пытаются их уничтожить, но как, по божьему велению, их, новорожденных или еще не рожденных, спасают, отправляя их или их родителей в другие, не доступные для врагов места. Чтобы воспрепятствовать рождению и правлению нового Царя, новой звезды, по Махабхарате, царь Канза, услышав сие предсказание, несколько раз нашептанное ему на ухо, убивает всех рожденных до Кришны детей Васудевы и Деваки; по Библии, царь Ирод Иерусалимский, услышав сие предсказание от волхвов, убивает всех младенцев; по Манасу, китайский падишах, узнав сие предсказание из древней Книги откровений, убивает всех детей и юношей по имени Манас.
  10. И Кришна и Манас, будучи детьми, отличались своенравием, были непослушны, резки, быстры и, чтобы укротить их, отцы отдали их на воспитание другим людям (Иашодамата для Кришны, Ошпур койчу – для Манаса). Иашодомата не только воспитывала Кришну, укрощая его нрав, но и спасала его у себя дома от врагов, жаждущих его убить. Заставляет задуматься созвучие имен «Иашодомата» и «Иешуа», т.е. Иисус; «Кришна» и «Христ». Не сопоставимые во времени и пространстве, они сопоставимы на духовном уровне, представляя собой особый феномен духовного бытия.
  11. Кырк чоро Манаса и вся дружеская свита Кришны, которые сопровождают их всю жизнь, помогая, поддерживая, прославляя их – представляют также особый знак, символизирущий их всесилие и славу, величие и вездесущее начало. Что бы значило то, как изрекает Чубак, убив всеобщего недруга: «Не я убил врага, а Манас это сделал; не я сразил того-то, а Манас его сразил»? Не указывает ли это изречение на то, что мы должны понимать, что все наши действия осуществляются по воле небесных сил? Недаром ведь с древнеиндийского языка – санскрита — слово «Манас» означает великий разум, а по одной из кыргызских гипотез, при нарекании имени родившемуся сыну Джакыпа, было произнесено несколько раз слово «асман», что означает «небо», и при нескольких произнесениях этого слова оно превращается в слово «Манас». Что бы значили фантастические сны Джакыпа и супруги его Чыйырды, а также Бакдоолот, его второй жены перед рождением ребенка?
  12. Восстановление порядка и справедливости на земле, борьба против тех, кто нарушает права и свободы человека, неумолимая кара тем, кто унижает и порабощает слабых – вот, что на знамени героических поступков и Кришны и Манаса. Один Манас против тысяча врагов побеждает их, превращаясь одновременно в бесчисленное количество воинов. В одной половина лица своего он – человек, в другой половине он — разъяренный лев – вот таким он видится врагам, вселяя среди них всеобщий страх и смятение. Один как манифестация бесчисленного, один как проявление разнообразного – эта философия понимания Бога хорошо развита в ведических комментариях упанишад. Наша задача – выйти за рамки понимания Манаса только как мифического произведения, а проникнуться через мифологичесое, художественное разнообразие этого живого, перед нами развертывающегося сказа идеей абсолютной божественной личности.
  13. Более пяти тысячелетий великому эпосу Индии – Махабхарате – Слову Бога. Тысячи святых лиц посвятили его изучению, комментируя и выявляя ведические принципы Бытия. Давно оно не сказывается изустно, давно уже священные тексты и гимны прописаны на санскрите, а потому вот уже несколько тысячелетий идет разнообразное толкование Слова Бога о высшей цели жизни, о высшем назначении человека. Через толкование пуран (упанишад, мифов) развертывается системное объяснение понимания Бога. Маха Кришна – один из аватар Бога, один из тысячи его манифестаций, выражение Абсолютной его Личности. Он подчиняется тем же законам, какие были предназначены для людей – рождение, рост, зрелость. Абсолютная божественная личность не может переступить законы, которые созданы им самим, он и сам им подчиняется. Но он всесилен в помощи слабым, защите униженных, спасении от наводнений, диких животных, он всесилен в постепенном восстанавлении нарушенной гармонии, он всесилен в том, что, наконец, он убивает царя Канзу, виновного во всех нарушениях божественных законов, и создает основу для восстановления прежнего миропорядка. А это возможно только через прославление Его имени, веру в Него, любовь к Нему. Через очищение и освобождение от материального, тем самым восстановление гармонии и покоя в сердце. Священные мантры поистине несут благотворный заряд, не только восстанавливая покой, но и исцеляя различные болезнии. Изучение физического действия мантр на человека еще предстоит изучать ученым.
  1. Эпос «Манас» – один из редких, если не единственный, феноменов, и ныне в век высоких технологий, сказываемый изустно. Но великие манасчи ушли в иной мир, совершив свой поистине бесценный подвиг. Ныне миру известен последний из могикан – Джусуп Мамай из Кызыл Суу, КНР, который не только сказывал, но и сам записал 18 томов «Манаса». И всем известно, что, когда изустно сказывается Манас великим манасчи, меняется погода, внезапно исчезают тревожащие болезни. Традиционные кыргызы слушают манасчи и тоже входят в транс, тем самым незаметно очищаясь от тревог, страхов и ненужных забот. И этот процесс исцеления или пьюрификации следует изучать экспериментальным путем. Иисус, просто трогая больных, пришедших к нему за исцелением, говорил: «Вера помогла тебе, дщерь моя, или сын мой». Внимательно и любя читая или слушая Библию, человек очищается и освобождается от разных недугов. Что же это за уникальный феномен?
  2. Универсалии в трех разных культурных памятниках, вкратце рассмотренных выше, – это свойственные всем вселенские, общечеловеческие ценности, понятия, которые придают человеческой жизни великий смысл, дают свет в понимании предназначения человека. Эти вселенские ценности, проглядываемые и выступающие сквозь мифологическую мозаику, это – чудо Бога, чудо его познания, чудо его обнаружения и видения его как своей обители и прибежища, чудо Любви к нему. И лишь через призму этих универсалий можно понять другие универсалии, как идею свободолюбия, уважения прав и свобод другой личности и других народов, идею красоты, прекрасного, гармонии, мира, идею любви к природе, подчинения ее законам и одухотворенного отношения ко всем и вся.
  3. Преподавание «Манасологии» требует долгого и кропотливого труда в овладении пониманием самой сущности эпоса «Манас», особой природы сказителей – манасчы. При преподавании этого уникального памятника без понимания его как эзотерического, вселенского, космического феномена, трудно будет привить любовь к нему, более того, может появиться опасность отчужденного к этому величайшему шедевру человеческого духа отношения, безразличия и даже, возможно, ненависти. Требуется кропотливая работа с текстом, применение в процессе обучения новых технологий – цифровых кино и телематериалов, проведение уроков методами КВН, игр, спектаклей.

Поменьше всякой сухой теории, побольше живых бесед с приглашением самих манасчи или исследователей эпоса, с применением таких форм как дебаты, пресс-конференции, посещение театра и т.д. Манасология должна преподаваться теми, кто любит и понимает Манас, кто знает и другие мировые шедевры духа. Перед всеми стоит задача интеграции наук в исследовании эпоса, нужна определенная философия, интегрирующая разные области познания. Нужны философы, знающие и любящие эпос, могущие выполнить задачу интегративного осмысления этого величайшего творения всех веков и всех народов.

Умут Асанова, доктор философских наук

Использованная литература:

  1. Эпос Манас в 2-х томах (Вариант Сагынбая Орозбакова). – Фрунзе, 1983.
  2. Бхагават Гита – как она есть. Комментарии Свами Бхактиведанта Прадпухады. – Москва, 1986.
  3. Библия. – М., 1988.
  4. Джеймс Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. – М., 1988.
  5. Шайлоо Акмолдоева. Вселенная Манаса. – Бишкек, 2004
  6. Советбек Байгазиев. Манастаануу. – Бишкек, 1999
  7. Талантаалы Бакчиев. Манастааным. Жомокчунун жолу. Бишкек, 2003.
  8. Талантаалы Бакчиев. Аян. – Бишкек, 2005.
  9. Талантаалы Бакчиев. Ашымдын көөнөрбөс мурасы (“Теңири Манас” чыгармасынын негизинде). – Бишкек, 2006.
  10. Талантаалы Бакчиев жана башкалар. Манастаанууга киришүү. – Бишкек, 2008.
  11. Талантаалы Бакчиев жанабашкалар. Манастаануу. – Бишкек, 2011.
  12. Имель Молдобаев. Эпос Манас – историко-культурный и этнографический источник кыргызов. – Бишкек, 1993.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.