Случай на кордоне

Спектакль под таким названием поставили в Кочкорском музыкально-драматическом театре накануне юбилея народного писателя Ч. Айтматова по  его повести «Белый пароход».  Инсценировал повесть заслуженный деятель культуры КР Аким Текешев, он же и режиссер спектакля. Эта повесть уже четвертое десятилетие волнует и «не отпускает» его, он трижды ставил ее на разных сценических площадках. Инсценировка постоянно трансформировалась, предугадывая реалии дня, это мы можем понять и по названиям, которые определяют направление спектакля.

Первая постановка в начале девяностых годов была осуществлена на сцене Кыргызского академического театра драмы им. Т. Абдымомунова и  называлась  «И будет великая скорбь». Она была поставлена накануне развала СССР, в воздухе витал дух перемен, спектакль был актуален, созвучен времени. На премьере спектакля присутствовал сам Ч.Айтматов. Ему спектакль понравился, он  отметил интересную интерпретацию и хорошую  работу  режиссера.

Вторая постановка была в Жалал-Абадском театре в 2011 году, назывался спектакль «После сказки». После развала страны, была эйфория от свободы, вседозволенности, которая закончилась  двумя революциями и пролитием крови. На этом показе присутствовала экс-президент Р. Отунбаева,  которая   дала высокую оценку спектаклю. Она встретилась с коллективом театра, поблагодарила их за хороший творческий процесс, выслушала их просьбы и распорядилась выделить средства на  капитальный ремонт театра.

Третья постановка под названием  «Случай на кордоне» состоялась в  конце октября 2018 года на сцене сельского клуба в селе Исакеева, т.к. в Кочкорском театре  уже более полугода  идет ремонт здания. Он также перекликается с реальностью  времени. Каждый президент обещал народу процветание и благополучие. Но итог всему мы знаем сами, в стране процветает коррупция, государству нет дела до народа, каждый сам решает свои проблемы как может.

… «У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни  одной. Об этом речь…». Так начинается    повесть о  мальчике-сироте, о его невероятных мечтах, о безграничной любви к окружающему миру, но не выдержавшего натиска  жестокого мира взрослых и уплывшего рыбкой в поисках белого парохода…

Открывается занавес и мы оказываемся на поминках по умершему мальчику.      Здесь в уходе из жизни мальчика виноваты все, и они понимают это, оплакивая его и вспоминания все хорошее, что было с ним связано. Их плач звучит как покаяние, они понимают, что погубили мальчика своим бездушьем. Они хотят оправдать себя. Это слышит мальчик и   вдруг происходит чудо – он  возвращается к ним, чтобы дать им  шанс еще раз достойно  прожить жизнь. В  спектакле нет  отрицательных персонажей, все живут по принципу выживания. Орозкул, в исполнении актера К. Алканова,  неплохой человек. Единственная его беда – он не  имеет детей. Отсюда и выпивка,  и дурной нрав, рукоприкладство по отношению ко всем. Он старается как может  накормить всех жителей кордона, дает им работу. На заднем плане мы видим, как на кордоне изготавливают и продают плакаты, транспаранты   для участников митингов.

Режиссер А.Текешов вернул  старую театральную традицию, доверив роль мальчика, актрисе-травести В. Алыкуловой.  Если  учесть, что она всего три месяца работает в театре и не имеет театрального образования, то можно смело сказать, что роль у  нее  почти удалась.

Все актеры играли с большим вдохновением,  старательностью. Но особенно хочется выделить актера Р.Токтоматова, сыгравшего роль Момун чала. Он вообще не работает в театре, но  узнав, что идут репетиции спектакля и два актера отказались играть эту роль,  приехал и сам попросился сыграть Момун чала. Он директор клуба из соседнего села и ему чуть больше двадцати лет.

В спектакле много символических решений. Мать-олениха (Жээнбекова А.)  несет  рога марала    в своих  руках, они олицетворяют ее погибших детенышей.  И когда Рябая старуха (актриса Табашова М.)  отдает  ей детей, рога  поднимаются наверх – знаменуя торжество продолжения жизни, зарождение рода человеческого Бугу. Но когда Орозкул рубит голову марала, они падают вниз, олицетворяя загубленные мечты  мальчика о бешике для тетки Бекей…, да и не только.

Сегодня как никогда актуальна тема оставленных или брошенных детей. В этом и гениальность произведений Айтматова, их глубокая философия. Каждое его произведение звучит злободневно.  Ничего не меняется в жизни мальчика  после его возвращения и в конце они опять хоронят его, заворачивая  в саван из лозунга на котором написано  слово «Кетсин».  И он уходит от них, потому что нет ему места среди этих людей.

В.И. Немирович-Данченко определил три ипостаси режиссера — творец, педагог и организатор. Все  эти три ипостаси использовал А.Текешов в работе с труппой Кочкорского театра.  В театре нет профессиональных актеров, режиссеров, художников. Вся работа шла с нуля. Если учесть, что просматривая предыдущие постановки  театра, нам приходилось сталкиваться с таким непрофессионализмом, то  нынешний спектакль – это грандиозный успех.

Судьба этого театра нам глубоко не безразлична.  Глядя на актеров Кочкорского театра, думаешь о том, что как надо сильно любить театр, чтобы годами работать в неотапливаемом помещении, в котором даже летом невозможно находится без верхней одежды, получать мизерную зарплату, никогда не быть отмеченными государственными наградами, и при этом не терять надежды на будущее. Невзирая на отсутствие сцены, когда можно было бы отговориться ее ремонтом, актеры приглашают режиссера и репетируют в  клубе соседнего  села. Они приезжали каждый день ранним утром и заканчивали репетицию поздним вечером в холодном, неуютном клубе, где даже занавес открывается только вручную.

Хочется надеяться, что с окончанием ремонта театра счастье, наконец, улыбнется актерам и они смогут в нормальных человеческих условиях творить и нести искусство зрителям.

Великая фраза Ф.М. Достоевского «Красота спасет  мир» – подразумевает, в первую очередь, искусство, его торжественное слово, как ничто другое воздействующее на умы и сердца людей. Только образованный и культурный человек видит будущее и стремиться улучшить жизнь.

Учитывая, что 2018 год объявлен «Годом поднятия регионов», то мы надеемся, что Министерство культуры, местные власти, наконец-то, смогут повернуться лицом к нуждам театра. Смешно сказать, но штат театра составляет двенадцать человек. Это штат районного клуба, если учесть, что аналогичные театры в Баткене и Алае имеют штат более пятидесяти человек. Кочкорский район дал республике самых выдающихся государственных и политических деятелей – начиная от  Первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Турдакуна Усубалиева, до нынешнего премьер-министра М.Абылгазиева. Если Т.Усубалиев проявил заботу и  построил для своих земляков современный театр, то почему бы премьер-министру не помочь встать на ноги и содействовать в развитии единственному очагу культуры на территории района.  По достоинству оценить труд артистов, таких как Табашова Максуда, проработавшая в театре 47 лет, Жээнбекова Апал, проработавшая около 40 лет,  Алканов Керимбек, отдавшего всю  свою жизнь искусству.

Спектаклем  «Белый  пароход» начинает новый театральный сезон Кочкорский театр. Пусть он всегда  плывет   только к самым плодотворным берегам искусства и творчества.

«Здравствуй «Белый пароход», это я!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.