«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Так охарактеризовал  великий английский драматург У. Шекспир  свою одноименную пьесу. «Вестсайдская история» – это   американская интерпретация английской трагедии, действие которой происходит в латиноамериканском квартале Нью-Йорка. Но здесь трагедия гораздо  глубже, борьба развивается между двумя молодежными группировками — американцами и пуэрториканцами. Не вражда между родами, а веками вскормленная расовая ненависть лежит в ее основе.

Кыргызский  национальный академический театр драмы им. Т. Абдымомунова обратился к пьесе Э. Лемана «Вестсайдская история», чтобы рассказать нам о трагической любви американского парня Тони (Б.Шаршенбаев) и пуэрториканской девушки Марии (Ж.Исакова), поднявших свою любовь выше расовых предрассудков и жестоко поплатившихся за это. Поставили спектакль два больших признанных мастера кыргызской сцены:  Замира Аклаева – заслуженный деятель культуры КР и Марат Шарафидинов – народный художник КР.

Здесь все повторяется как в сюжете  пьесы о Ромео и Джульетте. Та же драка, но уже между Рифом (А.Болорбек уулу) и Бернардо (Ө.Израилов), тот же балкон, на который взбирается Тони к своей возлюбленной  Марии. И только разница в  финале —  Тони погибает  от руки Чино (А.Осмоналиев).

Спектакль поставлен очень смело, можно сказать дерзко, что  особенно проявляется в игре актеров. На сцене одновременно находятся около тридцати человек и все они задействованы сюжетом. Огромное пространство сцены используется в полном объеме. Острохарактерные образы всех исполнителей, за исключением Марии, держат зрителей в постоянном напряжении. Риф и Бернардо достойные соперники, их игра  переходит  сценические грани, настолько они выразительны и достоверны в предлагаемых им обстоятельствах. События развиваются стремительно, неся нас к неминуемой трагедии.

Все мы до определенного  возраста  дети улицы. Она нас воспитывает, ведет к взрослой жизни. И поэтому  все актеры так убедительны и настолько вживаются в   образ, что  сливаются со своим героем – потому что улица тоже когда-то была частью и их жизни.

Начинается спектакль сразу с массовой сцены встречи двух группировок, выстроенной режиссерски интересно и зрелищно. Появление полицейских с их грубыми  угрозами (К. Сарыбаев и А.Сулайманов) только  усиливает их враждебность и уже видно, что конфликт неизбежен.

Первая встреча Тони и Марии состоялась в баре во время танца. И чисто танцевальными красками они показывают нам зарождение своей  любви. Все сцены Марии и Тони очень лиричные, светлые, они как бы возвышаются над всей этой враждой. Они живут в другом   мире – мире добра и бесконечной любви. Полюбив Марию, Тони понимает  всю бессмысленность их вражды с пуэрториканцами. Он хочет  остановить это, но в итоге погибает сам, став  жертвой их ненависти.

Спектакль очень музыкальный и танцевальный, именно музыка и танцы (хореограф Н. Карабаев) передают нам его атмосферу. Режиссер виртуозно управляет спектаклем, который идет в быстром темпо ритме и играется актерами с искренним удовольствием.

Несомненно, успех спектакля обеспечивает  и  хорошая работа художника-постановщика. Почти на голой сцене при помощи занавеса,  сцена  мгновенно превращается то в улицу, то в комнату Марии, то в жилище Дока (Э.Бекболиев, народный артист КР). Занавес расписан сюжетом из произведений великого голландского художника И.Босха с его двусмысленной и тонкой трактовкой сюжета. Картина художника «Триумфальное шествие в воду жизни» дала спектаклю толчок в понимании поэтики воображения без границ, стала неисчерпаемым источником образов.

«Вестсайдская история» —  широкомасштабный спектакль  с высокой  сценической культурой, здесь тесно сошлись мировая драматургия,  прекрасная игра актеров, работа художника через произведения мирового искусства, песни в исполнении великого  поп-музыканта  Майкла Джексона, музыка  английской рок-группы Пинк Флойд.  Все это дает нам основание полагать,  что  на сегодняшний день спектакль  стал лидером среди постановок этого года.

Первая премьера  продлила спектакль на пятнадцать минут из-за нескончаемых, продолжительных  оваций.  Зрители плакали, настолько они приняли близко к сердцу трагедию молодых парней. Они отметили большое воспитательное значение этого спектакля для подрастающего поколения. Присутствующий на спектакле государственный и общественный деятель, народный писатель Кыргызстана С. Раев дал высокую оценку работе творческого коллектива, отметив масштабность, актуальность  и значимость спектакля для всех нас.

Впереди у спектакля должна быть долгая творческая  жизнь, потому что он сам  торжественно и громко  заявил об этом.

P.S

Второго ноября объявлен в республике Днем работника культуры.  Хотелось, хоть и с опозданием,   поздравить всех дорогих  коллег с профессиональным праздником.

К этой дате было приурочено торжественное собрание в здании филармонии имени Т. Сатылганова  с участием творческих работников со всей республики. Был заслушан интересный, вдохновляющий доклад нового министра культуры; праздничный концерт, прерванный  для опоздавшей, но все таки успевшей зачитать приветственный адрес от правительства высокопоставленной чиновнице. На этом мероприятие было закончено.

А ведь сидящим в зале творческим людям, помимо высоких фраз «о предназначении искусства и их высокой миссии и роли в этом», хотелось бы получить хотя бы  лист  бумаги с выражением благодарности, ведь это был их профессиональный праздник, а праздник подразумевает какие-то подарки. Никто из них  уже не мечтает о более высоких наградах от государства. Судя по предыдущим награждениям, они и так поняли, что их профессия менее важна для государства, нежели профессия  работников других сфер, чьи профессиональные праздники отмечаются с  более широким размахом.

И еще накануне  праздника особо была отмечена Заслуженная артистка Кыргызской Республики Самара Каримова. Ей в очередной раз не повезло с лицом ее назначившим. То это не его компетенция, то он находится не в том месте.  Всем известно, что Самара большой труженик, помимо активной  концертной деятельности она играет в театре, является  продюсером театральных постановок. На свои средства поставила спектакль «Илегилек» С.Раева в Ошском государственном драматическом театре им. С.Ибраимова, объездила с большим успехом половину республики. Желаем ей  успехов, у нее впереди большая творческая  жизнь.

Чиновники приходят и уходят, а искусство вечно.

Л.Молдалиева – театровед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.