Девяностолетию великого писателя

В середине ноября  в Бишкеке состоялось еще одно большое,  значимое событие для всей республики, проводимое в рамках юбилейных торжеств, посвященных девяностолетию народного писателя Кыргызстана Чынгыза Айтматова – это Международный  театральный фестиваль «Айтматов и театр».

Зрители столицы посмотрели восемнадцать спектаклей, представленных  театральными коллективами из Азербайджана, Казахстана, Каракалпакстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

«Гран при» фестиваля был удостоен спектакль «Поле» Государственного национального русского театра драмы им. Ч.Айтматова. Так оно  и должно было быть, ведь театр носит имя писателя и это его ко многому обязывает. Чем удивили членов жюри постановщики спектакля «Поле» – так это новой для классического театра авангардной постановкой в жанре графическая сюита. Спектакль немногословен, трагическая  и одновременно оптимистическая история народа рассказана пластическим языком.  История о поле. Поле любви, поле войны, поле людей.

Согласно жанру – здесь все подчиненно строгому графическому рисунку. Каждое движение осмысленное и законченное, точно передает  глубокий философский смысл и драматизм произведения. Все это происходит на фоне звучания современной музыки, прекрасного видеооформления, которые видоизменяясь сопровождают весь спектакль, став еще одним действием в раскрытии глубины произведения, превращая историю маленького кыргызского аила в общечеловеческую.

Поставила спектакль Евгения Акс, приглашенный режиссер из России, со своей творческой командой. К слову сказать Евгения Акс и хореограф Мария Попова наши земляки.

В великолепных костюмах, мастерски поставленным световым оформлением в совокупности с хорошей игрой и профессиональными танцами   буквально ворвался на фестиваль спектакль  «Чынгызхан» Жастар театры гор. Астаны Республики Казахстан и по достоинству был оценен членами жюри, присудившими ему номинацию – «Первое место». Режиссер —   Н.Жакыпбай.

Второе место среди лучших спектаклей фестиваля получил спектакль «Саманчынын жолу» Кыргызского академического театра драмы им. Т.Абдымомунова. Интересное режиссерское решение, хорошая сценография и самое главное, великолепная игра актеров, обеспечили спектаклю успех. Режиссер  —  М.Козукеев.

Еще один молодежный спектакль «Одинокая утка Лувр» («Пегий пес, бегущий краем моря»), подготовленный выпускниками Ташкентского театрального института и поставленный в Каракалпакском государственном академическом музыкально-драматическом театре им. Бердаха. Интересная сценография, специально написанная музыка, оригинальное режиссерское решение, эмоциональное исполнение актеров обеспечили спектаклю номинацию — «Третье место». Режиссер — М. Реймов.

Лидером по количеству постановок на фестивале стала легенда о Манкурте из романа «И дольше века длиться день». Конечно, это легенда, но она имеет большое воспитательное значение для всего человечества. Значение  слова манкурт стало нарицательным. Манкуртами называют людей пренебрежительно отзывающихся о своей Родине.  Историческая память, уважение к  предкам – для них пустые слова. К сожалению, таких людей мы встречаем  очень часто и поэтому, наверное, такой повышенный интерес режиссеров к этому произведению. Тема манкуртизма  стала наиболее злободневной в настоящее время.

Жамбыльский областной русский драматический театр в спектакле «Мать Найман» по инсценировке С.Раева и Н.Абдыкадырова, показал нам современных манкуртов. Инсценировку   отличает глубокая философия.  Его герои, бездушные люди,   обреченные  на предательства, матери предают сыновей, сыновья матерей,  какой то  порочный замкнутый круг.  Спектакль задает нам много вопросов,  на которые мы должны ответить себе сами. Как я живу, какое место в этой жизни мое, что значит для меня мать, воспитавшая меня, что значу я для нее, где любовь переходит в ненависть и почему?

Достойная награда спектаклю – приз «Лучшая режиссура» был присужден режиссеру Н.Абдыкадырову.

И еще более  десяти  различных номинаций были присуждены актерам и театральным коллективам.

Организация и проведение фестиваля были на хорошем уровне. Открытие фестиваля  отличала высокая культура, награждение победителей  и закрытие фестиваля в оперном театре было пышным и торжественным.

Призы были специально изготовлены и отличались хорошим качеством исполнения. Жаль только, что среди призов не было приза от семьи великого писателя. Актерам было бы вдвойне приятно получить приз из их рук, а еще приятней увидеть их вживую, сняться селфи или просто постоять рядом. Ведь они приехали на Родину великого Айтматова и им очень хотелось бы увидеть  тех, кого любил сам писатель, с кем он жил рядом и творил. Присутствие родственников писателя придало бы фестивалю особую теплоту. Ведь Чынгыз Торекулович  оставил после себя не только богатое духовное наследие, но еще и большую семью.

Юбилейные мероприятия проходили по всей республике, каждая область серьезно подготовилась к нему,  все они  широко освещались на телевидении, радио и, конечно, в соцсетях.  Были очень интересные выступления школьников, студентов в спектаклях по произведениям писателя,  выставки детского творчества, где из овощей, в частности из чеснока, был выложен белый пароход,  а  также и другие сюжеты. Белый пароход, бричка Данияра были смастерены студентами Ошского государственного университета и выставлены перед его фасадом.

Больше всех удивили торжественные мероприятия в Таласской области, показанные в новостной программе, где диктор торжественно объявил, что в Таласе к девяностолетию писателя  поставлено  девяносто юрт и зарезано тридцать лошадей.   И что там будут проведены  девяносто мероприятий. На празднование прибыли высокопоставленные чиновники из Бишкека. Конечно, мы понимаем, что юрты поставлены силами жителей области, угощения подготовлены тоже ими, об этом широко сообщалось  на страничках  фейсбука.

С проведением  празднования юбилея писателя несомненно повысился интерес к его творчеству со стороны подрастающего, а также и старшего поколения. Хотя мы выросли на этих произведениях, но тем не менее прикосновение к ним сейчас, дает нам  большое вдохновение, радость от встречи со своими любимыми героями, мы изменились, а они остались такими же.

Все мы знаем когда писал и творил великий писатель нашей эпохи – это был другой строй, другой режим. Сегодня мы живем уже в свободной стране, но тем не менее его произведения стали наиболее злободневны именно сейчас. Не это ли является признаком его предвидения, его глубокого понятия  философии жизни, ведь он писал в «соавторстве с водою и землею»…

…Это смесь чистоты и горя,
Свет надежд в отражении льдинки,
Пес, бегущий по краю моря,
Тополек мой в красной косынке.

И все звезды мира на крыше,
И жестокость жизни ожогом…
Больше книг о них не напишет,
Тот, кто смертным родился богом

Неизвестный автор

  1. P. S.

Пришло, наверное,  время  изменить практику проведения юбилеев и памятных дат выдающихся  людей республики. Есть прекрасные примеры таких мероприятий в России, где в деревне Сростки Алтайского края ежегодно проходят  фестиваль «Шукшинские чтения», в Ясной Поляне «Толстовские чтения», в Таганроге — Чеховский фестиваль. Почему бы и в Шекере не проводить «Айтматовские дни»? Создать мемориальный комплекс и приглашать туда всех гостей, что соответственно способствовало бы росту и подъему всего региона, а также  зарождению духовного центра, места паломничества театрального мира. Можно развить и «театральный» туризм, а именно возить гостей на станцию Маймак на бричке Данияра или Жамили. В Таласе построен новый, оснащенный по последнему слову техники театр,  где есть все условия для проведения такого мероприятия.

Созданный Айтматовым «Иссык-Кульский форум» возродился и собирает выдающихся интеллектуалов со всего мира, так почему бы на родине писателя  не организовать  международный театральный фестиваль, ведь именно о Шекере с большой любовью  написаны  ранние произведения писателя.  И было бы желательно, чтобы не дожидаясь действий со стороны государства, инициативу взяли в руки дети и близкие люди писателя.  Ведь в первую очередь, это нужнее им, беречь и почитать  его память, не быть гостями, а быть хозяевами  своего праздника.

«Самое трудное для человека – Быть каждый день человеком» — такую планку нам поставил Чынгыз Торекулович.

Сможем ли мы удержать ее?…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.