Написать об этом меня подтолкнула рубрика «Наши за рубежом» на сайте АКИпресс,  в которой  с большой гордостью печатаются достижения и восхищения наших бывших и настоящих соотечественников  обучающихся и работающих за рубежом.

Недавно была опубликована статья молодого врача, уроженца Иссык-Куля, который пишет о том, как он посадил своего педагога за взятки, уехал по российской программе работать врачом в Сибирь и получил там полмиллиона рублей подъемных.  С ним вместе уехали еще девять врачей. Там у них все сложилось прекрасно: высокая зарплата, квартира, отличные условия для работы,  российское гражданство. Единственно, что немного огорчает его – это то, что у нас нет таких хороших аппаратов для лечения больных детей.

Мы рады за них, пусть у них все будет хорошо. В тоже время хотелось бы спросить у них, как звучит клятва Гиппократа, которую они давали в стенах Кыргызской медицинской академии? Образование они получили здесь, специалистами стали здесь, а применяют свои знания  в другой стране… Десять врачей одновременно покинули область, оголив огромный участок. Сколько больных не смогли своевременно получить медицинскую помощь? Зачем нужна ложная обеспокоенность за наших  больных детей, ведь  их лечат наши доктора пока и без аппаратов, применяя  все свои знания.

«Намыс» — честь и достоинство – эти понятия стали утрачивать свою силу для некоторых людей. Переполненные дома престарелых, детские дома. Куда мы идем?

Они уехали, но обещают вернуться на старости лет. Зачем?  Оставайтесь там – там солнце ярче, трава зеленее…

«Мекеним, элим, жерим», — что мы вкладываем в эти понятия? Что они значат для каждого из нас? Да, некоторые ценности с годами утрачиваются, но Родина остается Родиной, мать – матерью. Никто не поможет ей кроме нас, никто не будет любить ее кроме нас, потому что она одна  — наша Родина.

Я кыргызка!

Люблю звучание этого слова и произношу его с гордостью. Многие не знают нас. Говоришь Кыргызстан, в лучшем случае они спросят – Туркестан? В мире проживает более двух тысяч народностей и только двумстам из них посчастливилось иметь свое государство. И среди счастливых находимся мы, значит это неспроста. Малочисленная нация, мы не потерялись в веках истории, не  растворились в других народах.

Я родилась в Бурят-Монгольской АССР на территории «Трудового лагеря» для немцев Поволжья, в семье кыргыза заключенного и немки трудармейки. Мой отец был председателем колхоза в Кантском районе. По ложному доносу, в 1942 году был осужден и отправлен в тюрьму на 10 лет без права переписки.

Отец был мастером на все руки. Он рубил седла из дерева, обтягивал их кожей,  оббивал гвоздями, создавая настоящее произведение искусства. Умел шить одежду, играл на комузе. Но больше ему было по душе  кузнечное дело, где он не только мог ковать подковы, но и создавал украшения из серебра. Младший брат отца был мастером по изготовлению ювелирных изделий из золота, но к сожалению он не вернулся с фронта, погиб под Смоленском. Поскольку отец был хорошим кузнецом, ему дали работу в городе в кузнице. Кузница и познакомила моих родителей. Мама, как и все немки, работала на обогатительной фабрике, промывала вольфрам, стоя по колено  в ледяной воде. Здесь она заболела и ее перевели на конюшню. Она стала возить директора фабрики на двуколке. Лошадям надо было периодически менять подковы, вот так они и встретились. К сожалению, когда срок у папы закончился, он был вынужден уехать. По прибытию домой он обещал вызвать нас с мамой. Но по ряду причин он этого не сделал.

Мама не имела права самостоятельно покидать трудовой лагерь. Трудовой лагерь – это концлагерь советского образца. Все живут в бараках за колючей проволокой, на работу ходят под конвоем, если кто-то умирает, бросают в общую яму, не закрывают пока не заполнится. Советские немцы попали в лагеря, когда  гитлеровские войска наступали к Волге. Сталин дал приказ убрать местных немцев, боясь, что они перейдут на сторону врага. В один день мальчиков с 12 лет и мужчин до 60 лет пешком погнали в Сибирь. Женщин, имеющих детей до трех лет, и старух свыше 60 лет оставили в селе, остальных погрузили в товарные вагоны и отправили в Сибирь и  на границу с Монголией. Всех,  кто не умер по дороге,  по прибытию на место заключили в трудовые лагеря. Прошло столько лет, снято столько фильмов о войне, а ведь нет ни одного факта перехода советских немцев на сторону врага, хотя люди-предатели других некоторых национальностей исчисляются тысячами.

Только после смерти Сталина и только по приглашению родственников  мамы, мы смогли выехать в Казахстан. Но  наши трудности на этом не закончились, в Казахстане нас ждало неприязненное отношение  со стороны местных жителей. Дети не принимали нас играть вместе с ними, обзывали нас «киргизухами» и «детьми фашистки». Почти каждый день нам приходилось защищать себя в драках. Вскоре  с сестрой мы поняли, что нам надо искать отца и свою  Родину, где мы будем как все и никто не посмеет нас обижать. Мы стали уговаривать маму отвезти нас к отцу. Но  она отказывалась ехать, потому что отец нас не позвал и у него была другая семья. И только спустя три года, мама сдалась, видя как  обижают нас дети.

Весной 1959 года мы собрались в путь в далекую, но такую желанную страну Кыргызстан. Утром, перед дорогой, мама нас посадила и сказала: «Я видела сон, видела всю нашу дорогу до самой встречи с отцом, вплоть до цвета чапана, который был на плечах его жены. Господь Бог показал мне наш путь, значит я поступаю правильно». Мамин сон был нашим путеводителем, мы нигде не задерживались, а сразу шли в нужном направлении, так мы доехали до  села где жил папа.

В то время в аилах было очень много аксакалов, старейшин родов. Они были почти все седовласые, величественные в своей степенности и  немногословии, одетые в длинные чапаны, всегда идущие вместе по улице размеренной, неторопливой походкой. Собравшись в доме, они спросили у отца, намерен ли он оставить нас у себя? Если он этого не сделает, тогда аксакалы сами оставят нас и будут помогать нам и больше никогда не дадут нас в обиду.  Они сказали, что эти  маленькие  девочки (на тот момент нам было 6 и 8 лет)  (эки тырмактай кыз) заслуживают большого уважения, они проделали такой огромный путь из Монголии сюда  в поисках отца и  своей земли – поэтому не может быть и речи  об их возвращении обратно.

Если их мать захочет, то пусть остается, не захочет  — пусть уезжает, но  наши девочки уже больше никогда не покинут свою Родину.  Конечно, папа  нас не отпустил, да и детей у него не было кроме нас. Здесь нас тоже дети по началу обижали, обзывали «орус», «фашист», но мы их не боялись и не дрались, у нас был папа и мы были у себя дома.  Здесь мы были свои, а своим ничего не страшно, мы были на равных с ними правах. Уже было неважно, что наша мама немка – главное мы были  кыргызки и этим все было сказано. На протяжении всей  жизни меня никогда не покидает беспокойство, когда мы уезжаем за пределы республики. Всегда тянет обратно домой и только когда шасси самолета касается земли, сердце заполняет  такое счастье, что ты уже дома и больше уже ничего  не надо в этой жизни…

Наша страна маленькая на карте, на самом деле обладает огромным сердцем, вмещающим в себя столько народностей. Мы народ открытый, добрый и незлопамятный. Любая революция у нас проходит за три дня. Первый день мы все громим, второй день убираем что разгромили, третий день вместе пьем чай и сокрушаемся, что так получилось нехорошо. Где еще можно встретить такое? Только здесь.

Наша страна как открытая книга, как учебное пособие для всего мира по изучению  достижений и допущенных ошибок на пути становления демократического государства. Мы прошли этот путь сами, спотыкаясь, падая, другие будут учиться на нашем примере – у них все впереди.  Хоть небольшими шагами, но мы идем вперед. Мы прошли все этапы становления – впереди нас ждет  уже только развитие.

Государственная программа по развитию регионов несомненно очень важный шаг. Этим нужно заниматься не один год, а на постоянной основе. Что сейчас происходит в селах? Как о великом достижении рапортуют по телевизору о подаче питьевой воды в селах. На дворе 21 век, а мы еще водой не обеспечили людей. Стыдиться этого надо, а не трубить с утра до вечера по телевизору, как будто мы находимся в пустыне Сахара.  Вечно закрытые, неотапливаемые зимой сельские клубы и библиотеки, отсутствие работы –  мы этим хотим удержать молодежь в селе? Было бы очень хорошо, если бы улучшились условия оплаты труда сельским учителям и врачам. Создавались  молодежные бригады, фермерские хозяйства. Все это возможно, нужно только работать местной власти,  хватит пребывать в спячке и тогда народ не будет хвататься за метлу в далекой, холодной России, а найдет достойную работу, согласно своей квалификации, у себя дома.

Открытие академии по изучению Манаса и творчества Ч.Айтматова – это залог  нашего духовного  развития. В рамках академии  возможно создать институт «Манасчы», как феномен культуры нашего народа. Ведь такого высокохудожественного наследия, передаваемого веками в форме устного народного творчества нет ни у одного народа. Не каждый может стать манасчы, это дело избранных. Все они пришли к чтению “Манаса”, пройдя определенный путь, многим был дан «аян», другие видели вещие сны. Чтобы запомнить и прочитать наизусть миллион строк эпоса надо обладать сверх феноменальной памятью. Чтецы “Манаса” достойно книги рекордов Гиннеса. Наш далекий предок-кочевник, глядя в бархатное звездное небо задумал воспеть великое сказание о воине Манасе и наказал передавать его из уст в уста, из поколения в поколение. Только звезды были помощниками кочевнику в определении места, времени, направления, создании песен, легенд. Там зарождалась  наша культура, наши духовные  ценности.

У народов Кавказа белый платок матери останавливал войны, никто не мог его переступить, так как это было священно. Только духовно богатые люди понимают это,  и соответственно  чтут обычаи предков. Значит необходимо воспитывать так общество, закладывать такой  научный и творческий фундамент, чтобы наше будущее поколение  прекрасно ориентировалось  в лабиринте происходящих исторических событий.

В Китае есть  огромный институт, который изучает и пропагандирует одну  книгу – исторический роман под названием «Сон в красном тереме», написанную в 15 веке. В этом двухтомнике до мельчайших подробностей описан весь уклад китайского средневековья. Это своеобразная энциклопедия не только китайской, но и жизни любого государства. Я прочитала эту книгу, там если убрать китайские имена и забыть что это 15 век – то получится жизнь современного Кыргызстана. Эта книга не имеет временного понятия, она будет  актуальна во все века.

Заявление нашего Президента о необходимости создания Исламской академии тоже заслуживает большого одобрения. Ведь не секрет, у нас почти нет ученых-богословов, нет научно-исследовательского института по изучению религий мира. На каждом ТВ канале, есть молдо, говорящий наставления, да и не только. Кто-нибудь их изучает, слушает, что они говорят, куда ведут свои речи? У нас нет культуры религии нашего менталитета, либо это ближневосточная, либо пакистанская, либо еще  другая.

«Красота спасет мир» – это определение правильности выбора направления будет жить пока люди будут ценить и любить прекрасное что есть в человеке и окружающем его  мире.

Бог нас любит. Он дал нам Манаса, дал  нам Чыңгыза.  Он дает нам возможность самим искать и находить пути правильного решения. Раз мы первыми на постсоветском пространстве решились идти своим путем  в построении независимого демократического,  правового государства – значит мы нация меняющая колесо истории, и соответственно идущая  вперед к развитию и процветанию.

Людмила Молдалиева,

театровед

10 Replies to “Людмила Молдалиева: Я — Кыргызка”

  1. Статья Людмилы Джапаровны очень грамотная , содержательная и интересная .Читая статью я представляла и переживала вместе с ней её жизнь . Я учитель в школе , веду географию и этику . И на каждом уроке при возможности я всегда говорю детям какой мы счастливый народ имеем своё государство, свою землю , свою Родину . Которая заботится и защищает нас. Я была за границей , там очень красиво, чисто красиво. Но все чужое , люди, культура. Родина это родные люди , друзья, соседи . Я люблю наш Кыргызстан

  2. Сейчас говорят:тяжелые времена,государство не помогает,все воры….
    А разве в те 50-ые послевоенные годы было легче?!Моя тайэне,пережившая голодную смерть дочерей,трудармию,оставшись и потом одна с двумя дочками на руках,проехавшая полстраны,чтобы найти мужа и показать детям их родную землю…..она никогда не ругала правительство и не искала виноватых.Всю жизнь до последних дней они трудились,она была уважаемой среди родни,и всегда её приглашали на мероприятия и советовались с ней.Мои одноклассники до сих пор вспоминают вкус её домашнего хлеба и вкусные блюда немецкой кухни…
    На таких примерах мы выросли,соблюдали все обычаи ,и отмечали праздники и мусульманские и немецкие).Я всегда гордилась своими корнями,и старалась это воспитать в своих детях.

  3. Такие люди, как Людмила Джапаровна ,действительно мотивируют молодое поколение любить и ценить свою Родину . Я прохожу обучение за рубежом и по правде говоря ,только выехав за пределы своей Родины я по настоящему начала ценить нашу страну , нашу культуру ,наш язык. Раньше я считала что за рубежом все лучше(как сказала Людмила Джапаровна- солнце ярче,трава зеленее) -но сейчас я поняла что нет ничего лучше своей Родины .В Кыргызстане мы СВОИ ,мы уверено ходим по нашей земле -а за границей мы НИКТО, мы просто приезжие иностранцы,нам могут быть рады ,а могут и нет .Но здесь возникает вопрос :почему я до сих пор за границей,если я так сильно люблю свою Родину? Ответ прост, наша страна не даёт нам молодежи хорошие условия для получения качественного образования. Я обучаюсь бесплатно, стипендию мне платит страна в которой я учусь и даёт мне все условия для обучения. Я надеюсь что в скором времени в Кыргызстане будут уделять особое внимание на институт образования , ведь грамотный человеческий ресурс -это ключевая составная развития и процветания страны.

  4. Саламатсызбы эже.Сиздин омур баяныныз патриоттуулука,озубуздун элибизди,жерибизди суйуп, урматтап ,оркундотууго , элибизди ынтымака ундогон ,адамын сезимдерин ойготкон келечек муунга сабак болчу тагдыр экен.Ар дайым элиниздин сый урматында журунуз!

  5. Керемет жазылыптыр, көзүмдөн мончоктоп жаштар кетти окуп бүткөнгө чейин. Сизге тизе бүгүп таазим этемин..

  6. Людмила Жараровна, со слезами на глазах прочитала ваш материал- воспоминание о детстве и размышления о том как жить дальше надобно. Вы патриот и глубокий ,содержательный человек. По-больше бы таких людей в стране, а то ведь куда не глянь всем надо карманы набивать, как будто завтра жизнь кончается

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.