Беда кыргызов не в известной проблеме «дураки и дороги», а в том, что нет дураков в связке с дорогами,  у нас другая связка — «дороги и министры». Первые  всегда «бедные» (их строят так, чтобы каждый год ремонтировать), а вторые всегда «состоятельные» (им дают финансы всегда так, чтобы каждый год насыщались). Министр транспорта у нас  самый притягательный пост. Частных дорог нет, все государственные (общая длина 36 тысяч километров). И все закрыто.

Эксперты анализируют то, что им доступно, показывают плюсы и минусы, но никогда не сравнивают цены за укладку асфальта. Специалисты из Минтранса всегда говорят, что тендеры проводят на самом высоком уровне, что отдают предпочтение самой лучшей компании (они всегда иностранные, в последние годы  только китайские).  При этом они главный критерий (цену за работу) всегда обходят стороной.

Так и тянется из года в год — плохие дороги при умных (или ушлых) чиновниках, среди которых нет ни одного дурака. По этому поводу один из прошлых кыргызских премьер-министров сочинил афоризм — «у нас не воруют только дураки и ленивые». Так было сказано на заре национального суверенитета, сейчас иначе, потому что в структуре власти уже очистились от «дураков и ленивых», там теперь только «умные и умелые», которые  всегда  думают не о своей стране, а о своей семье.

Депутат Жогорку Кенеша Канат Исаев недавно в газетном интервью заявил, что на строительстве альтернативной дороге Север-Юг государству причинен ущерб в 300 миллионов долларов. Смело сказал, но этому ущербу он способствовал сам, когда в 2015 году «атаковал» тогдашнего премьер-министра Темира Сариева, обвинив  в том, что тот «получил мзду» от  китайской компании «Лонг Хай» (она строит дороги). В  обвинении не было логики, потому что именно Сариев в том году обеспечил самый выгодный для страны (за всю ее суверенную историю) вариант строительства дороги Балыкчы — Корумду.  Если  сравнить  цены за один километр  одинакового по форме и объему  дорожного полотна, то выглядит так. Это 4-полосная дорога. Вот как ее строила  китайская компания «Чайна Роуд». Цены даны  в долларах в расчете за 1 км. Обозначим  по пунктам.

  1. Бишкек — Балыкчы (реабилитация) — 1 миллион 535 тысяч долларов
  2. Город — аэропорт «Манас» (реабилитация) — 2 миллиона долларов
  3. Казарман — Жалал-Абад (альтернативная Север-Юг) — 2 млн 597 тысяч
  4. Арал — Казарман (альтернативная Север-Юг) — 3 млн 112 тысяч

Как видим, 1 км в 4 полосы стоит не меньше полутора миллионов в долларах. Теперь точна такая же 4-полосная от другой китайской компании «Лонг Хай», с которой подписал контракт в качестве премьер-министра Т.Сариев (до него в этой сфере «Чайна Роуд» была монополистом). Вот расценка за дорогу от новой компании.

Балыкчы — Тамчы — Корумду (реконструкция) — 747 тысяч долларов.

Разница очевидна, она существенная, от «Лонг Хай» она дешевле (в два раза самой дешевой  и в четыре раза самой дорогой) по сделке с «Чайна Роуд». Вся разница в пользу государства. Расчеты сделаны специалистами  (копии таблиц прилагаются). Это означает весьма убедительный успех в сфере государственного управления, это означает именно то, чего не было в кыргызском Правительстве до Темира Сариева.

Причина той  «атаки» на него была именно в этом, то есть в том, что он обеспечил заслон для ущерба государственной казне, иными словами прервал коррупционную схему в теории и практике строительства дорог. Властной верхушке в той ситуации требовалось «прервать» самого Сариева, что и было сделано с помощью льстивых депутатов и тогдашнего министра транспорта. Им «подсобили» пиарщики от СМИ — обозначили Сариева «этническим калмаком и врагом народа». То была провокационная ложь.

Во-первых, по родословной он чистокровный потомок от кыргызского рода «солто» (для этого достаточно просмотреть родо-племенную летопись, где фигурируют 15 поколений его предков, он потомок Тагай бия).  Во-вторых, врагом  народа никак и никогда  не может стать тот, кто защищает казну народа от казнокрадов. Его сравнивают не с «калмаком», а скитайским реформатором Дэн Сяопином — не только из-за габаритов тела, но и  за дела, которые настолько заметны, что умалчивать о них невозможно.

Это не один эпизод, это не один пример, а целая дюжина конкретных объектов в виде водохранилища, земельного надела, нефтяного сооружения, насосной станции, автотранспортной колонны, нескольких каналов и четырех  пансионатов на Иссык-Куле. Все это в течение полутора лет (2015-2016) было возвращено в собственность Кыргызстана. Отсюда вопрос — было ли такое раньше. Ответ — ни до, ни после не было, наоборот, легендарные кыргызские земли уходили в пользу соседей (Узенги-Кууш, Каркыра).

Возврат объектов — это очень ощутимые результаты (можно смотреть, трогать и пользоваться). Есть успехи и в виде таких показателей, как вхождение в Евразийский Экономический Союз, 4 % роста ВВП, рост доходой части бюджета на 23 миллиарда сомов, рост иностранных инвестиций на 216 %, внедрение тендеров в электронном формате. Если считать, что такие успехи произошли благодаря персоне третьего президента А.Атамбаева, то почему до указанного периода и после него ситуация была иной, что подтверждается опять-таки  цифрами. Вот таблица о прямых инвестициях в период 6-летнего правления  Алмазбека Атамбаева.

2012 год — 591 тысяча долларов (рост — 69 %)

 2013 год — 965 тысяч долларов (рост 163 %)

 2014 год — 724 тысячи долларов (рост 75 %)

 2015 год —  1 миллион 673 тысячи долларов (рост 216 %)

 2016 год — 814 тысяч долларов (52 %)

 2017 год — 617 тысяч долларов (76 %)

Как сказал один легендарный счетовод, цифры очищают мозг от тупости. Верно, очищают, вот только от «подлости» очистить не могут. 2015 — это год премьер-министра Т.Сариева, это возврат от соседей 13 объектов в собственность нашего государства, это приток инвестиций в полтора миллиона долларов, это рост в 216 процентов, что в два раза больше всех других годов правления третьего президента Кыргызстана. Показатель 2015 года в ближайшей перспективе, пожалуй, не будет превышен, потому что равного лидера в качестве главы Правительства сейчас нет. Вот последние по времени цифры  от государственной статистики — за 6 месяцев 2018 года приток инвестиций составил 247 тысяч долларов.

Заслуги Темира Сариева тянут не на лавры «мифического калмака», а на Звезду реального Героя республики. Достигнутые им результаты по логике здравого смысла обосновывают необходимость возвратить его на пост премьер-министра страны, чтобы повторил и умножил то, что умеет делать лучше других. Но как только такая идея (с возвратом на пост) стала озвучиваться при новом президенте, тут же возобновили старый пиар о том, что он еще раз «калмак», еще раз «бонопарт», что его еще раз «презирает» родная ему  Чуйская долина. Иначе говоря, еще раз провокация.

Опять задействовали против него депутата Каната Исаева (в таком качестве он стал уже «дежурным»).  В помощь ему  подключилась (в стиле Маты Хари) молодой депутат Эльвира Сурабалдиева. Подключился и пожилой деятель Дастан Сарыгулов, он истерично  (у него такой стиль) требует  через  газету,  чтобы  Сариев  вышел с ним «один на один», видимо,   на дуэль. Пресловутый «дворянин» решил исполнить роль то ли Дантеса, то ли Мартынова. Но такие «жидкие» усилия не дают эффекта, потому что на стороне Т.Сариева «железная» истина, на его счету весомые дела в пользу страны, а не демагогия в пользу семьи.

Да, он некоторым образом олицетворяет собой знаменитую фразу великого китайца о котах, которые были призваны ловить мышей. Кот это хранитель государственного зерна, а мышь расхититель. Дэн Сяопин эти слова сказал, основываясь на историческим факте своей страны, когда котов за их отменное усердие китайцы окружили почестями и роскошью, так окружили, что они перестали ловить мышей. Если бы тогда не опомнились, то лишились бы своих зернохранилищ. Кот должен ловить мышей, и не важен цвет, рост и вес кота. Он может быть и лукавым, и даже фигурально похожим  (это усматривают критики в персоне Т.Сариева),  но это совсем не важно, если умеет ловить мышей на высоком профессиональном уровне. Главное, чтобы не «разжирел», чтобы не стал «дураком и ленивым», чтобы не превратился в «дракона из пещеры».

Само время показало, что  Темир Сариев из той самой породы котов, о которой вел речь «маленький Дэн». Время ставит всех по своим местам  (места могут быть высокими, средними, нейтральными, льстивыми  и даже позорными). Сариев здесь в первой шеренге. Полагаю, что четвертый президент Кыргызстана не повторит печальный опыт трех своих ущербных предшественников во власти. Ему сейчас нужен «результативный премьер-министр», а не очередной  «ушлый кот в мешке», который  охраняет не зерно (казну), а мышей (казнокрадов), потому что сам  из этой команды.

Это не эмоциональная риторика,  а необходимость нашей жизни. Мы каждый год видим скандалы, которые возникают с тендерными расценками. Всем ясно, что тендеры у нас проводят для того, чтобы выбрать самый худший (для страны)  и самый выгодный (для лоббистов) проект, который приводит государство к ущербу, а чиновников к триумфу.

Вот конкретный пример из «паспортной сделки», где тендер выиграла литовская компания (оценив свои услуги в 13 миллионов долларов), а проиграла германская компания (оценив услуги в 9 миллионов долларов). Разница 4 миллиона. Для государственной казны это что ли выгода. Зачем стране такой тендер, если он ориентирован   в карманы конкретных семей. Такой же «опыт» видим на примере работы службы питания в аэропорту «Манас», где цена завтрака выше, чем в фешенебельном лондонском ресторане «Риц».

Все ясно, что тендеры в нашей стране существуют для обогащения чиновников, а не для обогащения  казны, это тендеры для тандема между инвестором и казнокрадом. Пример с золоторудными месторождениями из этой же «серой серии». Уже двадцать лет продолжается «золотой сериал», уже двадцать лет не можем  внедрить в «Закон о недропользовании» пункт о заключении «Генерального соглашения» между государством и инвестором о долевом делении товарной продукции, а не расчетной прибыли.

Указанный закон был принят в 2012 году, он был принят по сути именно ради того, чтобы не вписывать туда пункт о «Генеральном соглашении». Это было сделано  при третьем президенте. Теперь у нас четвертый, теперь надо уже данный пункт вписать в данный Закон. Для этого совсем не требуется ни национализаций, ни денонсаций, ни демонстраций. Для этого не требуется ни разрешения от канадского инвестора из Торонто, ни  согласия от канадского парламента.  Этот вопрос  целиком  в компетенции кыргызского Жогорку Кенеша, который работает  с одобрения кыргызского президента.  Премьер-министр мог бы  в этом плане  проявить персональную инициативу, но для этого требуется премьер уровня Т.Сариева (нынешний не проявит). Надо ли говорить о том, что такая инициатива защитит интересы страны. Спрашивается, «что» и «кто» этому мешает.

Ну, не «яйца же танцора» (или, как говорят американцы, «орехи») нам мешают, а сами «танцоры» из государственной сцены. Если сказать в двух словах, то «нужен лидер».

Нынешний премьер не «лидер», он не может изменить ситуацию, к примеру, на золотоносном месторождении Джеруй, где уже запланировано продолжение «модели Кумтора» в смысле «золотой эстафеты». В его активе нет ничего весомого —  объекты не возвращал, инвестиции не повышал, ВВП не умножал,  ценных  кадров не возвышал (ни одного). Плывет себе тихо «по течению». Сейчас он должен решить финансовые и технические вопросы по созданной Академии «Манаса» и Айтматова. Указ вышел, а решения от Правительства нет. Здание есть (библиотека Акаева), но требуются деньги на зарплату и прочее. Откуда  их взять, источников нет. Мной был предложен  вариант без ущерба казне, проект передал руководителю Администрации Президента и послан на сайт Правительства. Движения от премьера нет. Вопрос висит над госбюджетом. Надо же уже решать, а не ограничиваться бесконечным написанием резолюций, где только одно слово  — «изучить».

Изучать надо до того, как  занял пост премьера. Сейчас надо  решать. Если нужен опыт, обратись к тому, кто его имеет, пригласи его в советники, вместо того, чтобы пользоваться услугами Иманкадыра Рысалиева. Кто ему препятствует осваивать необходимые для него параметры качественного содержание «премьерской» работы Темира Сариева, если нет такого качества в собственной работе. Кто ему мешает устранять те «коррупционные узлы», что закручены на предприятиях, подконтрольных Госкомимуществу, которое входит в структуру его правительственной компетенции.

Ему доверили пост премьер-министра разве для того, чтобы он всячески опекал коррупцию. Ясно уже всему свету, что с президентом С.Жээнбековым он «не два сапога пара», что здесь он выглядит не соратником, он здесь, говоря словами художественной литературы, как  «пятое колесо» телеги, на которой сидит «Кот Василий» — слушает, да  ест, а  мышей не ловит.

Саясат абийир кризисине кептелдиби? (1-бөлүк)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.