(Спектакль «Письма-самолетики»)

Театральная постановка о детстве, мечтах, жизни и смерти.

По мотивам произведений Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана».

Драма в одном действии.

Жанр: паллиативная арт-терапия.

Поставлен спектакль в Театре юного зрителя им. Б.Кыдыкеевой, при поддержке Фонда «Помогать легко».

… Маленький Артур тяжело болен. Он знает, что умирает, но  не понимает, почему никто из взрослых не хочет с ним говорить об этом… никто кроме санитарки больницы – Розы эже, которая знакомит его с Богом. Роза эже, которая радуется вместе с ним за каждый этап его жизни, включая его «женитьбу»  на Алине – девочке из соседней палаты. Но не только Роза эже дарит любовь Артуру, они вместе создают хрупкий, но настоящий мир любви, веры и жизни.

Такова краткая  аннотации  спектакля.

Определение жанра спектакля как паллиативная арт-терапия требует некоторого пояснения. Это такой подход, имеющий своей целью улучшить качества жизни пациента в последние  месяцы, дни  и часы его жизни  посредством лечения его силой искусства.  Спектакль и предлагается его создателями для показа детям, как средство позитивного воздействия  на больного и его близких.

Замысел постановки спектакля принадлежит Фонду «Помогать легко», который  на протяжении многих лет поддерживает   детей с     онкологическими заболеваниями.  Фонд с таким, казалось бы, легким названием   «Помогать легко»,  на самом деле скрывает за собой  сострадание,  невероятно доброе  сердце и смелость в оказании помощи больным детям. Артур называл своих родителей «трусами»,  потому что они  не могут ему сказать правду. А ведь таких  детей как Артур работники фонда видят  десятками при каждом посещении больницы. Откуда берут они такую смелость, чтобы смотреть им в глаза и выражать радость, когда сердце разрывается от боли? Я, не знаю, смогла бы я быть такой смелой и сильной? Однозначно, это неординарные личности,  несомненно им воздастся за это!

 

При поддержке Фонда совместно с режиссером А. Качкынбек кызы и актерами Театра юного зрителя  и был подготовлен данный спектакль. Сказать, что получилась прекрасная работа, этого будет очень мало. Трудно дать определение тому,   насколько глубоко потряс нас увиденный  спектакль,  в котором рассказывается   история маленького Артура (актриса Ш. Аманова), столкнувшегося с такой серьезной болезнью.

Артура  и Алину (актриса Д.Идрис кызы) играют куклы, которые водят актрисы драматического театра. Удивительно, но они справляются с поставленной перед ними  задачей на уровне актеров кукольного театра,  что несомненно говорит о большой и скрупулезной  их работе в создании образов кукольных героев.

Решение режиссера передать образ детей через куклы явился большой удачей для спектакля. Игра актрисы-травести не дала бы, возможно, такой глубины раскрытия характера героя,  как игра с куклой.  Куклы статичные, у них не шевелятся губы, не моргают глаза, работают только повороты головы.  Режиссерский замысел оказался невероятно гуманным, а именно,  оказал  помощь актерам и помощь  маленьким  зрителям, которые приняли эту историю в совокупности с потрясающей игрой Розы эже (Г.Турсунбаева, заслуженная артистка КР) как сказку, а не как трагедию Артура. Играть Артура невозможно без слез и кукла выполняет роль защиты, вбирает в себя часть эмоций. У  куклы Артура огромные распахнутые глаза, кажется, они готовы охватить  весь мир, который ему приходится покинуть навсегда.

В начале спектакля он ходит подавленный, потому  ему не с кем поделиться своими переживаниями, все стараются уйти от вопросов, которые он задает им. Все боятся страшной правды,  о которой он узнал после неудачной операции и которая должна произойти с ним через двенадцать дней.

В его палате  появляется Роза эже, работающая санитаркой в этой клинике, тихая выпивоха, неоднократно позволяющая  себе брать без разрешения его фрукты.  Артур решается и ей задать  вопрос, на который никак не может получить ответа. Он спрашивает ее:  «Почему никто не хочет с ним говорить о том что он умирает?»  На что Роза эже ему ответила, что зачем кому-то отвечать на то, что  он знает сам.  Этот ответ положил начало их короткой, но удивительно близкой дружбе. Роза эже сразу почувствовала в нем огромную силу воли, его не по детски взрослые вопросы заставили ее выдумывать самые невероятные истории. Она решается  помочь Артуру, скрасить  эти самые трудные последние дни его жизни и   предлагает ему игру, а именно проживать каждый один день как 10 лет и  ежедневно описывать их в своем письме к Богу.

Артур не верит в Бога, как и в Деда Мороза, но Роза эже убеждает его, что Бог не Дед Мороз, он несет духовное начало,  благодать, успокоение всем кто в этом нуждается.

Артур соглашается и начинается отсчет времени. За это время он стал юношей, полюбил Алину из соседней палаты, «женился» на ней, познал счастье быть любимым. К «шестидесяти»  годам, на Рождество Христово он сбегает к Розе эже домой, где  встречается со своими родителями, прощает им  их «трусость» и страх перед его близкой кончиной. Он отлично провел время с ними и когда вернулся в  больничную палату был ей безмерно рад, так как очень устал на празднике,  силы начали потихоньку покидать его.  Объяснил  он это своим преклонным возрастом, когда уже не хочется путешествовать. Выписалась из больницы Алина, он познал горечь разлуки, поскольку знал, что  они уже больше никогда не увидятся.

К «девяносто» годам, проснувшись рано утром, он   почувствовал присутствие Бога, наступал   рассвет,  он увидел и осознал  великое счастье сотворения нового дня.  Он понял, что нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз.

Многие всю жизнь ищут веру в Бога, а Артур нашел ее за 10 дней. И  они  станут  самыми важными днями  его жизни.

Роза эже дала Артуру узнать и  понять вкус полноценной человеческой жизни. На одиннадцатый день, когда ему исполнилось «сто десять» лет, он почувствовал  себя очень старым и больным и  понял, что в таком преклонном возрасте  ему уже  пора покинуть этот мир.  Приняв игру Розы эже, он морально был подготовлен к  своему уходу.

На его тумбочке  остался  листок с надписью: «Только Бог имеет право разбудить меня».

Эту невероятно грустную, но в то же время такую светлую и жизнеутверждающую историю смогли сотворить на сцене начинающий режиссер Айнура  Качкынбек кызы (это ее первый спектакль), художник  Джум Гунн и  актеры театра.  Прекрасный драматургический материал, талант, вдохновение, дерзость и мастерство не оставляют равнодушными, спектакль затягивает настолько, что вжимаешься в кресло и боишься шевельнутся, смотришь сквозь пелену  слез на глазах.

В спектакле много хороших находок. К примеру, когда мальчик пишет письмо Богу, он не знает как его отправить. Но режиссер придумала очень интересный ход — сворачивать листок самолетиком и запускать его в небо, где за кулисами  его подхватывают  и он превращаясь  в птицу  взмывает в небо. Он не летит в зал (чего мы очень сильно боялись, потому что это было бы банально и неинтересно), а исчезает в небе.  Уход мальчика через  Врата Рая сложенных из звезд,  в свою вечность, глубоко трогателен…

Роза эже в исполнении Г.Турсунбаевой  — это гимн актерскому искусству. Невероятно энергичная, пластичная, спортивная, видно, что актриса очень сильно любит и понимает свою героиню.   Ей веришь с самого  первого  ее появления на сцене с ведром в руках. Видно, что это пожилая, несколько уставшая от жизни женщина, но как она преображается при встрече с Артуром, в ней просыпается талант клоунессы, спортсменки, большой фантазерки и выдумщицы.  Его боль она полностью принимает на себя и когда в финале  говорит о том, что  уже больше никогда, ни для кого не станет мамой Розой, ее понимаешь, потому что  перед нами уже глубоко трагедийная актриса,   уход мальчика  стал для нее большой утратой, с ним ушла часть ее  сердца и жизни.

Просмотрев спектакль, мы можем с уверенностью  сказать,  что родился  творческий союз    талантливых,  перспективных и  мыслящих.

P.S.

Сегодня хотелось бы особо отметить работу молодого начинающего режиссера Айнуры Качкынбек кызы. Ее работа стоит больших похвал, но особо хочется отметить сценическую культуру ее постановки, что за последнее время стало редкостью на наших сценах.

В маленькой гвардии женщин-режиссеров, возглавляемой высокообразованной, талантливой  Замирой Аклаевой  (Заслуженный деятель искусств КР), подхваченной не менее талантливой, интеллигентной Эльмирой Ибрагимовой появилась молодая надежда — Айнура Качкынбек кызы.

Театр юного зрителя им. Б.Кыдыкеевой начал прошлый  2018 год с замечательного спектакля «Лавина» Т.Джудженоглы,  в постановке Э. Ибрагимовой.

«Письма-Самолетики» по произведению  Э.Шмитта  «Оскар и Розовая дама»  в постановке Айнуры Качкынбек кызы  стали открытием 2019 года.

Надеемся  и верим, что это войдет  в  традицию театра,  начинать каждый следующий   театральный год самыми лучшими  новыми постановками.

Людмила Молдалиева, театровед

7 Replies to “Людмила Молдалиева: «Только Бог имеет право разбудить меня!!!»”

  1. Спектакль «Письма-самолетики» завоевал на Х1 Республиканском театральном фестивале первое место!!!!!
    Поздравляем коллектив с заслуженной победой!

  2. Друзья !!!!Достор!!!Френды!!!

    Играем ✈ #Письма_Самолетики ✈
    10 апреля в 15:00 ч. в ТЮЗе.

    Билеты в кассе ТЮЗа с 10:00-16:00
    ☎ тел.для справок: 0771 323979
    Взрослым: 250с;
    Студентам:150с;
    Школьникам:100с

    50% средств от проданных билетов пойдут в фонд #Помогать_легко

    Просьба, бишкекчане,поделитесь!!!
    Заранее спасибо!!!

  3. Посмотрев спетакль,сразу можно сказать что на театральном небосклоне загорелась новая звездочка-талантливая Айнура!А ведь это дебют актрисы в качестве режисера.Спектакль смотрится на одном дыхании.Декорации и куклы светлых,нежных оттенков,но сюжетная линия пронизана такой болью…Люди,работающие с такими детками-это люди с большим сердцем!Невозможно оставаться равнодушным,даже сидя в зрительном зале.
    Хочется пожелать фонду «Помогать легко» сил и терпения в их нелегком деле,побольше спонсоров.А коллективу ТЮЗа-новых спектаклей,больше творческих идей!

  4. Огромная благодарность Людмиле Жапаровне! Не каждый человек может проявить столь тонкое чувство сострадания больному и поддержку! Обычно когда люди тяжело больны, они начинают вянуть, и окружающие его люди во многих случаях не могут дать ту поддержку которая действительно важна! Любовь, забота и позитивный настрой вот что нужно больному! А не жалость! Дарите своим близким настоящее!

  5. после прочтения этой статьи хочется сказать : браво Айнура Качкынбек кызы,очень трогательно,сцена,декорации,решение с куклой,это гениально и просто!!!!!!!!!!!Огромное спасибо Людмиле Молдалиевой,за такие статьи,без слез и эмоций невозможно читать,так проникновенно,реалистично,что мысленно переносишься в зал и чувствуешь вся энергетику спектакля,это тоже искусство,передать читателю задумку режиссера.ждем еще статьи от вас!!!!!!!!!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.