В Кыргызском государственном театре юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой при поддержке Фонда «Помогать легко» поставили спектакль «Письма-самолетики», созданный на основе произведений французского писателя Эрика-Эммануэля Шмитта. Режиссер-постановщик Айнура Качкынбек кызы, художник Джум Гунн. Драма в одном действии. Жанр: паллиативная арт-терапия.

Спектакль – шедевр. На мой взгляд шаг вперед для кыргызского театра, что-то стоящее и настоящее, конечно же большое значение имеет и сама пьеса. После огромного количества исторических и социальных спектаклей, этот спектакль, как глоток свежего воздуха, как новое видение чего-то другого, иного в театральном мире Кыргызстана.

Сюжет спектакля — это грустная история о мальчике Артуре (актриса Ш.Аманова), играет кукла, больном раком и о санитарке больницы – Розе эже (Г.Турсунбаева, заслуженная артистка КР). Никто из взрослых: ни родители, ни медперсонал больницы не говорят ему о его болезни, о скорой смерти и отводят глаза, вгоняя его в еще большее уныние, хотя он все понимает и сам. Роза-эже помогает ему примириться с дейтвительностью  в виде игры,  1 день как 10 лет жизни и даже помогает ему прожить эти «годы» вместе с ним. Умирающий мальчик проживает практически настоящую жизнь, долгую и насыщенную и даже интереснее, чем у некоторых взрослых.

Она же знакомит его с Богом, в которого он не верит, как и в Деда Мороза. Но Роза-эже убеждает его, что Бог не Дед Мороз. И Артур пишет непосредственные и трогательные письма Богу. В соседней палате лежит девочка Алина (Актриса Д.Идрис кызы) тоже играет кукла, у нее голубоватый цвет кожи из-за болезни, в нее влюбляется Артур, «женится» на ней, когда ему «двадцать», а когда ему исполняется «60», её выписывают из больницы, и он тоскует по ней, потому что, он понимает, что они больше не встретяться.

Хочется отметить игру актрисы Г. Турсунбаевой – профессионал высшего класса, выходит женщина немолодая в смешной беретке с помпончиком, уставшая и потрепанная жизнью с ведром и в кармане фляжка со спиртным, еще и подворовывает фрукты у детей. Но когда она знакомится с Артуром, она становится единственным другом и мамой Розой одновременно. И начинает меняться прям на глазах, чтоб поднять дух умирающего мальчика. И вот перед нами другая женщина: сильная, пластичная, спортивная, смешливая, сопереживающая, какая-то настоящая, ей веришь во всем. И за эти двенадцать дней, не только она помогает мальчику, но и Артур вносит в ее жизнь, что-то важное и необходимое для нее.

Актрисы Шаршекуль Аманова и Динара Идрис кызы блестяще справились со своей работой, обе замечательные молодые актрисы драматического театра, не актрисы кукольного театра, очень серьезно отнеслись и очень точно сработались, это все результат больших трудов — водить кукол и играть свои роли.

Постановка пронзительная, затрагивает вопросы религии, но в то же время имеет простой и понятный язык. Отчаянье приправленное юмором, смехом сквозь слезы. Атмосфера спектакля захватывает с первых минут и не отпускает до самого конца, конца печального и в то же время светлого, что мальчик уходит из жизни умиротворенным и примирившимся с живыми. Во всем этом кроется высокая философия бытия, смерти, страдания, которая не оставляет никого равнодушным.

Спектакль очень удивил и обрадовал, может потому что чувствуется женская рука, без пафоса, лишних слов, движений, рассуждений, какой-то тонкостью, изяществом. Теперь с нетерпением будем ждать, чем еще может удивить замечательная, перспективная, можно сказать прогрессивная режиссер Айнура Качкынбек кызы.

Алтынай ИМАНБЕКОВА, театровед

Людмила Молдалиева: «Только Бог имеет право разбудить меня!!!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.