(О некоторых проблемах народного образования)

Прошедшее в конце августа заседание правительства, на котором рассматривался вопрос о деятельности министерства народного образования КР  и Академии образования, вселило надежду на улучшение качества образования нашего подрастающего поколения. Никогда не смотрю такие передачи, а тут включив телевизор, и увидев эмоциональное  выступление премьер-министра заинтересовалась. Все что там было сказано – это конечно, середина айсберга, не хочу сказать верхушка айсберга, потому что это будет несправедливо по отношению к тем, кто работает в этой сфере.

Самое отрадное, что премьер-министр поставил во главу угла – образование, качество образования, реформирование образования, тем самым объявив образование самым приоритетным направлением в работе кабинета министров. Без грамотных и образованных специалистов в любой сфере деятельности не будет работать ни одно, даже самое гениальное  начинание.

Были поставлены амбициозные задачи перед министерством образования – вывести наши вузы и школы на мировой уровень.

Конечно, это сделать давно пора, талантливых, одаренных  детей  очень много, мы же читаем в социальных сетях просьбы о материальной помощи для того, чтобы  участвовать на международных конкурсах. Пришло время жестко ставить вопросы и требовать  на них ответы.

Пора уже не продавать гранты, а давать их тем, кто их достоин. О том, что гранты продаются говорится постоянно со всех информационных страниц, но за столько лет никто так и не смог навести порядок в этой сфере. Уже до неприличия надоела эта тема, а воз и ныне там. Сколько можно обкрадывать наших талантливых и достойных  хорошего образования детей?  Заиграет ли, наконец, совесть у тех кто «распределяет» гранты,  мы  можем только обратиться к их совести, потому что управы на них как не было, так и нет и возможно, не будет.

Воодушевление от решения правительства поднять уровень образования было недолгим, с большим сожалением мы узнали о том, что в Учебно-воспитательном комплексе гимназии № 23 им. И.В. Гете закрыли все «н» немецкие классы, а детей  перевели в общеобразовательные. Основанием послужило то, что экономисты Министерства образования посчитали их «нерентабельными». Премьер-министр говорит о расширении сферы образования, об углублении изучения школьных предметов, а экономисты говорят «нерентабельно». Интересно,  какие показатели они взяли за основу и как определили  рентабельность того или иного предмета? Рядовой экономист, сидя у себя в кабинете, решил судьбу целой школы, целой системы обучения одним росчерком пера.

В настоящее время в каждом министерстве сидит целый отряд экономистов, их количество превышает количество профильных специалистов и при этом у нас есть еще и Министерство экономики. Если они такие умные и уверенные в своих подсчетах специалисты, то почему до сих пор у нас нет экономического прорыва как в других государствах? На наш взгляд, они не считают вперед на развитие, а считают назад на экономию, на нищету и  безграмотность, тому наглядный пример приведен выше.

Мои внуки закончили эту гимназию, учились в немецких классах: один заканчивает  в Германии университет по специальности «компьютерный инженер», другая учится в университете им.И.Арабаева на психолога. Оба прекрасно владеют немецким языком. По окончанию школы, по результатам экзаменов, которые они сдают письменно в Германию, они получают «шпрах» (так называются) дипломы, которые дают им уже возможность преподавать в школе немецкий язык. Этот ребенок, который только закончил  школу уже  имеет такой диплом на руках. Чем помешало экономисту знание  детьми немецкого языка на таком высоком уровне?

К слову сказать, что все одноклассники нашего внука поступили в  высшие учебные заведения  нашей  республики и дальнего зарубежья, почти половина из них учится на бюджете,  остальные на контрактной основе. Такие одаренные выпуски бывают крайне редки даже в масштабах республики, а в данной гимназии они не редкость.

Недавний скандал со школой из контейнеров стал  достоянием всей республики и не только. Молодец аким района. Он работал, он думал, как уберечь детей  от учебы в аварийной школе, где в любой момент могло бы произойти  несчастье.  Все что он смог сделать – это приобрести контейнеры и поставить их для временного обучения, в надежде, что  государство построит им новое здание школы когда-нибудь. Конечно, он  не ожидал, что получится такой резонанс, он просто старался честно выполнять свою работу.

Как видим народ откликнулся, уже составлен огромный список желающих конкретно помочь: кто стройматериалами, кто денежными средствами -теперь школа точно будет.

Очень креативный менеджер этот аким, молодец, его надо поощрить, а не стыдить и упрекать. Он оббил не один порог правительства в надежде на помощь, стучал во все двери, пока решился на этот шаг. Его никто не слушал и не услышал, а так сразу и услышали, и увидели.

И не надо сразу во всем обвинять во всех грехах Президента, ведь  школы – это ведомство правительства. Давайте уважать друг друга – это наше лицо, это наше государство, каким оно будет зависит не от наших криков, а от наших дел.

Вот действительно болеющие люди за государство откликнулись и предложили  свою помощь – давайте с любовью и уважением  помогать друг другу вставать на ноги…

Новый министр образования, надеемся наведет порядок в своем ведомстве не только в системе образовании, но и заставит своих экономистов вникать в суть профильного ведомства, поскольку их голые цифры лишают детей хорошего образования. Духовную сферу определяют не цифры, а уровень знаний, профессионализм, кругозор, знание языков, высокая культура…

Хотелось бы напомнить на актуальнейшую и сегодня басню «Лебедь, щука и рак»  русского баснописца И.А. Крылова:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Этой басне более двухсот лет, написана она во времена крепостного права, но герои ее мы – люди ХХI века, века высоких технологий и развитого демократического общества.

История нас пока мало чему учит, мы все время, не то чтобы наступаем на свои же грабли, — мы прочно стоим на них…

Кто выбьет их из под нас?

Никто.

Только мы сами!

8 Replies to “Людмила Молдалиева: Лебедь, Рак да Щука”

  1. Очень хорошая выстраданная сердцем статья. Но, когда это дойдет до наших власть имущих ?

  2. Учитель это проповедник и пропагандист.Он первый наставник.И самая большая проблема не в том ,как учиться , а у кого учиться. Настоящих учителей ,у которых хочется учиться, осталось мало. И не все они ,осознавая как это абсурдно, готовы учить последним цивилизационным достижениям в металлическом контейнере для перевозки грузов .Но бытие определяет сознание. Если школы будут строиться на пожертвования о горизонтах развития можно даже не мечтать.если бы Государство разрешало желающим построить мечеть на условии сначала построить школу…если бы Государство сократило армию никому ненужных чиновников…если бы Государство зарплату учителя сделало президентской…то нас сменило бы умное, зрелое, образованное поколение…и ,,БЫ,, здесь совершенно не причем..быстрее всего так и задумано лишить образования, культуры,- а это память история и традиции- что из этого получится можно только догадываться …с содроганием

  3. Өкмөттү өпкөгө койгулап иштетиш керек. Мактоого татыктуу иши болсо да жардан ашыра мактап ийбей, талап күч болсо албан иштер болот.

  4. Калыс кишинин пикири бул. Кээде өкмөттү таламайга ала бербей, бийликтегилердин жакшы жагын да колдоп турууну үйрөнсөк туугандар

  5. Эң калыс пикир!!! Акимдин менеджерлик аракетин колдоп, республикада жетишсиз мектептердин ордуна убактылуу болсо да контейнерлерди жылуулап колдонууга эмнеге болбосун. Мен да ушул аракетти колойм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.