Об итогах УП Международного театрального фестиваля «Арт-Ордо», посвященного 80-летию народной артистки КР, лауреату государственной премии им.Токтогула  Жамал Сейдахматовой.

Очередной  УП международный театральный  фестиваль  «Арт-Ордо» уже стал историей. Принимал фестиваль  с 23 по 28 сентября  древний город Ош – культурная столица тюркского мира 2019 года, участниками фестиваля были творческие коллективы:  Азербайджана,  Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Турции и Узбекистана.

На суд зрителей были представлены пятнадцать самых разнообразных по жанру и художественному воплощению спектаклей.

Большой и приятной  неожиданностью фестиваля было то, что  впервые в истории фестиваля Президент Кыргызской Республики учредил свой специальный приз для награждения лучшего спектакля, который по праву и был присужден Кыргызскому национальному академическому театру драмы им. Т.Абдумомунова за спектакль «И дольше века длится день» по роману Ч.Айтматова. Такое внимание со стороны главы государства подняло уровень фестиваля, зрители  и  зарубежные гости стоя, под бурные аплодисменты приветствовали обладателей высокой номинации.

Данный  спектакль был предпоследним в репертуаре фестиваля, все уже  слегка подустали от просмотров по три-четыре спектакля в день, но открылся занавес и на сцене стрелочник Едигей (Д.Жанжигитов) основательный и неторопливый, повел  свой Великий  сказ о Буранном полустанке  настолько правдиво и притягательно, что забыв обо всем,  втянувшись в происходящие на сцене события,  мы   стали  сопереживать  смерть  Казангапа, сожалеть о  трагической судьбе Абдумуталипа,  кто осуждать,  а кто принимать невольную любовь Едигея…

Гран-при фестиваля, единогласным решением членов жюри был присужден спектаклю «И дольше века…» Ч.Айтматова молодежному театру «Жастар театры» г.Нурсултан, республики  Казахстан. (Хотелось бы особо подчеркнуть справедливое решение жюри присудить главный приз именно достойному, когда в других странах это, как правило,  не практикуется, Гран-при при любых обстоятельствах  оставляют всегда своему театру).

Невероятно зрелищный и мастерски  выстроенный режиссером  спектакль: художественно, музыкально и пластично. Высокая сценическая культура,   отработано все до мелочей, начиная от  актерской  игры, сценографии до реквизита. Декорация потрясающая своей величественностью, отрешенностью; журавли, взмывающие клином в небо, огромный металлический плоский круг, превращающийся то в солнце, то в луну,  несомненно являются  гимном работе художника-сценографа Е. Туякова. Режиссерское решение посадить в центре сцены группу молодых людей с телефонами в руках, сидящих в полном безразличие к происходящим на сцене бурным событиям на фоне холодной, ледяной декорации – был криком, воззванием к человеческой душе, к человеческому  разуму.

Спектакль состоит из трех произведений, своего рода «микс». В основе «И дольше века…» Ч.Айтматова, затем еще два персонажа из произведений казахских драматургов О. Бокей и Р.Мукановой.  На наш взгляд, режиссер, взяв в работу сразу трех авторов, хотел вывести главной темой «одиночество современного человека»  в толпе  окружающих его людей, но можно было для этого не брать столько материала, не нагромождать события. Также, хотелось отметить, что спектакль был перегружен текстом,  отчего и  был несколько затянут.

«Лучшая женская роль»  и  номинацию «Первое место» получил спектакль «Жамиля» Ч.Айтматова в постановке Нарынского областного музыкально-драматического театра им.М.Рыскулова. Удивительно как вырос спектакль, режиссер Ж.Мидинов проделал огромную работу  и в результате получился  светлый, теплый, добрый  спектакль о любви, с тщательно выстроенными  массовыми сценами. Актриса, создавшая образ Жамили (А.Жолдошова)  и поведением, и внешним видом  несла в себе образ женщины  того военного времени. Их  встречи с Данияром (Д.Монгубек уулу), зарождение их любви,  ревность были очень трогательными и непосредственными, отчего зал неоднократно взрывался  громкими аплодисментами, а по окончанию спектакля долго нескончаемыми овациями не отпускал актеров.

Как зрителей, так и членов  жюри глубоко тронул спектакль «Каракөз» по роману  М.Ауэзова Северо-Казахстанского областного музыкально-драматического театра им.С.Муканова. В великолепных стилизованных костюмах, прекрасной, специально написанной к спектаклю  музыкой и потрясающей игрой актеров, спектакль с первой минуты захватывает и  несет зрителей  до конца действия в звенящей тишине зала. История трагической любви Каракөз и Сырым прочтена режиссером по новому, он меняет акценты и выстраивает новую линию  — линию безответной любви  Нарша к Каракөз.   Сцена, когда мать Нарши бросает к ногам Каракөз платье, чтобы она смогла прикрыть свой позор, вызывает восхищение мудростью этой женщины. В то время, когда  родственники Каракөз отворачиваются от нее, преданный Нарша старается удержать свою любимую и его мать понимая безграничную любовь,  принимает Каракөз, как вечную боль  и страдание своего сына. Такое решение режиссера дало спектаклю новое звучание. Мы увидели на сцене преданность, большую любовь, благородство души, всепрощение и надежду.

Хотелось бы заметить, что спектакль «Каракөз» несколько не отвечал заявленному жанру – саундрама. Саундрама  не является в чистом виде ни драматическим произведением, ни мюзиклом. На первом месте здесь стоит музыка, звук, пластика,  а потом только драма. В этом же спектакле точно прослеживалась драматическая линия и она главенствовала, музыка и пластика дополняли и наполняли разворачивающиеся события, поэтому на наш взгляд — это великолепная  драма с хорошей музыкой и пластикой,  яркий  исторический материал в современном прочтении.

К сожалению,  спектакль получил «Второе место», это говорит о том, что была большая и  серьезная конкуренция.

Спектакль «Одно дыхание» (Деде Коркыт) Турецкого государственного Стамбульского театра внесло в работу фестиваля свежую струю. Поставлен спектакль  в жанре театра «дель-арте» или театра «маскарапоз» – уличный, площадный,  народный театр. Высокая культура постановки, слаженная игра актеров, хороший драматургический материал обеспечили спектаклю  номинацию  — «Третье место».

Четыре актера,  при минимальной декорации, разложив реквизит на сцене  в сопровождении игры на  национальных музыкальных инструментах  поведали нам  три притчи, народного сказителя Коркыт деде. Повествование о событиях вела   актриса,  через плетение  красной  нити, то распуская, то вновь собирая их в клубок, актеры  обыгрывали ее рассказ пластикой, танцем, музыкой. На сцене происходила настолько живая  и органичная жизнь, что просеивание муки и  натуральное замешивание теста актрисой с последующим его выпечкой принималось как само собой разумеющееся. Просто, ясно и доступно жила актриса в предлагаемых обстоятельствах. В финале, актеры раздают  булочки зрителям, что является обязательным элементом площадного театра – вовлечение зрителя в происходящие события.

Извечная тема: Он и Она, нашла свое отражение в яркой  музыкально-танцевальной  трагикомедии «Нежность Натахи» Н.Коляды,  Государственного национального русского драматического театра им.Ч.Айтматова. Нежность, больше чем любовь – эти слова Натахи (Н.Чернышева) являются лейтмотивом ее жизни. Несколько внешне, а также надломленным голосом с вечной печатью печали в глазах актриса напоминала  нам великую советскую актрису М. Терехову.  В электричке, по дороге на дачу,  она встречает свою первую любовь Коляна (М.Калюжный).  Всю жизнь она хранила свои воспоминания о нем  глубоко в своем сердце, только своей  тоненькой тетрадке она доверила хранить эту тайну. Колян, оказался мужчиной с большим и богатым прошлым, он не сразу узнает ее, потому-то она не была для него той единственной, о которой вспоминаешь всю жизнь. Режиссер Н.Абдыкадыров закручивает  такие феерические сцены, это настолько выстраданный  им спектакль, что сквозь суматоху комических сцен, ясно  видна глубокая трагедия, униженных и обиженных судьбой людей  с их  безрадостной жизнью.

Интересная сценография спектакля (Ю.Нурматов), вся она работает и обыгрывается в процессе спектакля, полностью передавая весь замысел постановщиков.       Номинация «Лучшая режиссура»  присуждается режиссеру-постановщику спектакля Нурлану Абдыкадырову, несомненно как признание его таланта.

Образ великого полководца всех времен Амир Тимура (Темирлан) никогда не сойдет с  подмостков театральной сцены, как один из самых ярких,  выдающихся  личностей в истории человечества. Спектакль «Амир Темур или меч справедливости» А.Самадова показал на фестивале Наманганский музыкально-драматический театр. Режиссер   показал Амир Тимура не как полководца, завоевателя,  а как простого человека, которому свойственны любовь и привязанность,  потому что даже в тиране и злодее народ всегда хочет увидеть добрые, искренние  человеческие черты.  Основные сцены связаны с его общением в кругу семьи.  Режиссер ввел  в спектакль еще двух великих полководцев, завоевателей мира: Александра Македонского и Чингизсхана.   В диалоге с ними он говорит, что мир нужно не только завоевывать, но и строить цивилизованное государство, где человек будет жить  спокойно и счастливо. Сцена решена гениально: в трех концах сцены, как в трех мирах стоят  три завоевателя и в разговоре  между они  перекатывают между собой огромный земной шар, который по воле судьбы им удалось завоевать и навечно остаться в его  истории.

Присуждение спектаклю номинации «Лучшая сценография»  художнику-постановщику спектакля З.Батырову было по праву, декорация к спектаклю была выполнена в классическом академическом стиле, костюмы, грим, также художественное решение спектакля отличались большим вкусом и  ярко отражали эпоху и стиль того времени.

Великая персидская поэма  «Шахнаме» зазвучала  из уст  Фирдоуси (Курбони Собир) в одноименном  спектакле «Фирдоуси» С.Улугзаде Таджикского государственного академического театра драмы им. А.Лахути.

Гений и зависть – вечная тема жизни.  Утонченный и величественный Фирдоуси в исполнении актера, такой же как мы видим его на картинах, скульптурах, лицо, как высеченное из камня. Красивый поэтический спор, где Фирдоуси с достоинством и  уверенностью читает свои стихи, красивая осанка, умение слушать других, слегка склонив голову дали возможность актеру Курбони Собир завоевать  наивысшую номинацию «Лучшая мужская роль».  Декорация  спектакля олицетворяет мировую культуру – каменные скульптуры, свитки стихов, все это показывает, что  таджикский народ является  одним из ее хранителей.

Ни один спектакль не остался без награды, все они были отмечены по достоинству различными номинациями. Каждый спектакль принес много нового, интересного, поучительного для всех участников фестиваля.

Подведя итоги фестиваля, хотелось бы отметить его количественный и качественный  рост по сравнению с предыдущими.  В репертуаре театров стало больше классики, расширилась  география участников, были открытия, были работы высочайшего класса,  пополнился  жанр, репертуар.

К сожалению, на фестиваль приехали только участники; театры, которые не были представлены в репертуаре, проигнорировали фестиваль. На такие мероприятия, каждый уважающий себя директор театра должен  был привезти свою постановочную группу: режиссеров и художников, чтобы они смогли ознакомится с творчеством других театров.    Деньги на их проезд и проживание  можно всегда найти, не такие они уж большие. Что видят наши режиссеры, кроме своих театров?

Как работают казахские, турецкие, таджикские театры! До уровня казахских спектаклей, представленных на фестивале, нам надо расти и расти, об этом я могу говорить с уверенностью, как член Художественно-экспертной комиссии Министерства культуры и просмотревшей почти весь  репертуар наших театров за последние несколько лет.   Зачастую, у нас выпускаются спектакли всегда недоработанные, потому что им не дают сцену как положено,  не полностью одетые, с  вечной нехваткой выделенных средств. А зачем так работать? Для чего мы ставим неполноценные спектакли, кому они нужны? Если в театре не могут   предоставить сцену режиссеру для репетиций нового спектакля, а постоянно занимают ее другими мероприятиями, обосновывая это поступлением денежных средств, тогда пусть закрывают репертуар и сдают театр в аренду.

Единственный раз, до глубины души  меня поразили в Нарынском театре на сдаче спектакля «Торт адам» М.Байджиева. На обсуждении директор театра  Т. Сманбеков  сказал, что у главной героини,   цвет платья не соответствует образу и  надо сшить новое  из более добротного материала.  Впервые из уст директора театра  я услышала такую красивую и приятную для слуха фразу, когда  в других театрах, директора  только говорят о проблемах вечной нехватки то средств, то времени, то еще чего-нибудь. У них одно слово – «жок». Но оказывается, в лексиконе директора есть и слово   «бар» и оно очень дорогого стоит.

Прошедший фестиваль заставил задуматься о многом. У нас есть не менее  талантливые режиссеры, великолепные  художники, прекрасные актеры, но не хватает хороших менеджеров-директоров, которые могли бы создавать для них творческий уют, творческую атмосферу. Очень жаль! Особенно наглядно это показалось на этом фестивале. Все ушли вперед в завтра, а мы остались во вчера.

Хотелось бы еще раз сказать о  форме проведении юбилейных дат. Уже я повторяюсь, но само проведение юбилейных дат в рамках фестиваля надо расширять и давать возможность  самим юбиляром сказать свое «весомое слово». Пять дней участники фестиваля чествовали  80- летний юбилей  нашей любимой актрисы, дарили многочисленные подарки. А где ответ? Почему юбиляр не может учредить свою премию для одного из актеров?  Юбилей, проведенный в рамках международного фестиваля – это огромный подарок, но было бы еще большим подарком, получение  награды от самого юбиляра, на фестивале актрис с темпераментом как  Жамал эже и не только, было много и какие это были  актрисы!!! Было бы большой честью  получить награду из рук народной артистки.

Народная артистка Жамал Сейдахматова

Мы уже ждем УШ международный фестиваль «Арт-Ордо», для этого надо начинать готовиться уже сегодня, чтобы , наши «Олжобай и Кишимжан»,  «Аксаткын менен Кулмырза», трилогия «Манас», «Сынган кылыч» и многие другие, поставленные по последнему слову  жанра как: саундрама, постдраматический  театр, перформанс,  отличались высокохудожественной постановкой и чтобы зарубежные гости увидели, что мы  тоже высоко чтим свою историю и  у нас    много прекрасных писателей, не менее значимых чем  Ч.Айтматов.

3 Replies to “Театровед Людмила Молдалиева: Фестиваль, фестиваль…”

  1. Людмила, какая же ты умница! Какая прекрасная статья о фестивале! Очень профессионал но, достойно , талантливо и честно!

  2. Особенно когда отсутствует аналитических материалов, такие театроведческие видения нужны не только артистам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.