Уже вторую неделю обсуждают в соцсетях увольнение директора ИЗО им. Г.Айтиева М.Джангарачевой, которое связано с проведением в музее международной выставки под названием «Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины». Увольнение стало резонансным благодаря заявлениям и размещениям в интернет пространстве, а также с трибуны ЖК гневных выступлений как экс-лидеров страны, депутатов, а также обращения Союза художников Кыргызстана к Президенту с просьбой восстановить на работе экс-директора.

Во всех выступлениях звучало незнакомое многим слово «перформанс», которое стало ассоциироваться у читателей с понятием «голая женщина из Швеции». Хотелось бы пояснить что оно означает на самом деле.

Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.

Если перевести это в нормальное понятие, то можно сказать – делаю что хочу,  как хочу, и где хочу и с кем хочу.

Конечно, выставка отвечала заявленному жанру, но участие в ней голой женщины было совершенно не понятно и не принято многими посетителями выставки, что и вызвало бурю возмущений. Хотелось бы также остановится на экспонате, где девушка моет в тазу внутренности животного. Что хотели сказать и показать авторы выставки этим экспонатом нам — кочевникам, издревле питающимся исключительно мясом животных? Кто по их убеждению должен заниматься этим делом? Мужчина? А ведь именно мужчина освобождает желудок (карын) от содержимого, а потом только дает женщине мыть его. Это наш уклад жизни, так было и так будет всегда. Каждый занимается своим делом в семье кыргыза. Никогда женщина кыргызка не носила паранджу, была на равных с мужчинами. Всегда и везде уважают женщину, объясняя это великой пословицей «кыздын кырк чачы улуу» (это говорит об особом отношении к женщине, девочке).  И не надо нас учить, кто и что должен делать в  нашей семье.

Но главное не это. Главное – это речь, гневное выступление экс-президента Р.Отунбаевой, ее обращение к нам, приезжим из сел. Все мы почти выходцы из сел, кто раньше, кто позже. Не всем, даже городским, глубоко образованным людям удается понимать современное западное искусство, которое пропагандирует чуждые нам ценности. Свои проблемы и взгляды  пытаются навязать нам, кыргызам, имеющим и почитающим свои незыблемые ценности, свою культуру, они пытаются расшатать наш строй изнутри, через наши семейные устои. А иначе как объяснить заявление Представительства ООН в КР с призывом соблюдать права человека? Чьи права мы нарушили? Голой женщины из Швеции, отказавшись от ее присутствия на представлении в музее – общественном месте?

Выступление экс-президента Р.Отунбаевой было слишком эмоциональным, не соответствующим ее высокому рангу. Оскорбительные слова в адрес своего народа были восприняты нами с глубоким сожалением.

Вот наглядный пример: с одной стороны грубые высказывания высокообразованного городского человека и с другой стороны молчаливое осуждение этих слов со стороны «малообразованных» приезжих. Так кто здесь более культурный?

Президент страны, как герб и флаг, является  символом  государства и мы хотим его так  же чтить и уважать. Но нам опять не повезло, двое экс-президентов  в бегах, один сидит, единственный экс-президент, который был в почете и уважении, оказывается нас не любит… «Мы не можем к вашему уровню идти назад», «Сельские, одумайтесь, поднимите свою культуру, современное искусство есть сегодня», — объявила Роза Отунбаева. Одна выставка, не принятая нами, поменяла мнение о нас…хотя современное искусство было всегда и принималось, и понималось нами…

Также чего стоит интервью экс-спикера ЖК Ч.Турсунбекова заявившего с большой гордостью на весь мир, что у кыргызов  до Октябрьской революции был красивый обычай на праздниках выставлять голую женщину в игре «төө чечмей» (отвязывание верблюда). Это была забава богатых людей, выставляющих на унижение женщину ради высокой награды, она не была свойственна всем кыргызам. С таким воодушевлением он дает интервью программе «Вести». Это тоже он относит к высокому искусству? Наверное он не знает поговорки «төө чечкендей болдум» (я как-будто отвязывал верблюда), — так говорят когда попадают в неловкое положение или переживают позор по воле случая…

Одна надежда  теперь только на действующего президента.

Наш молодой министр культуры Азамат Жаманкулов в данной ситуации поступил правильно, как и подобает государственному чиновнику его ранга. Его обвиняют в молодости, некомпетентности и еще во многих других грехах. А как оценить директора ИЗО, бывшего очень высокопоставленного государственного чиновника (вице премьер-министра), с огромным опытом работы в государственных структурах, с большим и богатым жизненным опытом допустившим такое феминале в стенах государственного музея?

Ведь и Р. Отунбаева пишет, что не одобряет голое тело в музее.  Может министр и молод, может и маловато опыта, но понимание и видение культуры у него есть. И что такое общечеловеческие ценности он понимает хорошо. Поэтому и было принято такое решение.

Мы люди искусства, получившие высшее образование в центральных вузах некогда  огромной страны — поддерживаем своего министра и желаем ему не сгибаться под давлением, не бояться принимать правильные, не всегда  всем угодные решения.

P. S.

С большой радостью узнали о назначении Айгуль Мамбетказиеву директором Кыргызского национального музея изобразительного искусства им. Г.Айтиева. Это человек глубоко преданный музею, всю жизнь посвятивший служению высокому искусству.

Поздравляем!!!

12 Replies to “Людмила Молдалиева: Феминнале, перформанс — «мырки», «манкурты»…”

  1. Авторка статьи сознательно вводит читателей в заблуждение.

    Музей — это не общественное место, а тем более тематическая выставка.
    Человек может пойти в музей или не пойти, как и на выставку. Или может пойти и уйти, и не возвращаться, если не понравилось. Никакого принуждения нет.

    Сама авторка признает что существует такой вид искусства как перформанс a перформанс может проводиться в стенах музея точно так же как там висят картины обнаженных тел.

    Права были нарушены всех кыргызстанцев — закон у нас гарантирует равенство и свободу выражения, государство не имеет права выступать цензором искусства и решать за граждан что есть мораль и нравственность. Это диктат. А мы живем в свободной стране где каждый решает за себя.

    Авторка так же не в курсе что мы светская многонациональная и многоконфессиональная страна. Никакая одна группа не имеет права навязывать свою культуру и правила всем. Это положения Конституции по которой мы все живем — и на основе которого был назначен сам министр культуры. Конституция гарантирует всем равенство и свободу выражения. Традиции защищены законом только те, которые не противоречат законам страны. Закон выше традиций и обычаев.

    Например, был такой обычай у кыргызов как многоженство. Но многоженство у нас запрещено законом.

    Лицемерие авторки заключается еще и в том, что она осуждая Отунбаеву за якобы деление на сельских и городских сама тем не менее отмечает что некоторые обычаи прошлого были лишь «развлечением» богатых и как бы отказывается признать их в качестве «кыргызских» как таковых. Как будто вот сейчас в современном Кыргызстане все исключительно бедные и богачи у нас не имеют несколько жен и не содержать притоны. Это ли не лицемерие?

    Я очень удивлен и разочарован что Олжобай Шакир вообще допустил данную статью к публикации.

    Ощущение будто какая то группа применила магию и оморочила многим мозги.

  2. Молодец Людмила! Ты выразила мысли и эмоции многих! Жаль что «мырки» с регалиями способствуют личной корыстью развращать наше общество, которое и без этих феминнале деградирует. Это не искусство, это подмена, желание бездарей хоть как-то «прославиться». Срасибо за статья!

  3. Я очень надеюсь что Роза Испковна не это имела в виду , говоря о кочевом образе жизни кыргызов в прошлом. Она не примитивная женщина, чтобы так просто подставлять себя под удар своего народа. Она много раз демонстриррвала образец выдержки и мудрости в самые трудные моменты нашей недавней истории.
    Не думаю что она хотела показзть что впереди планеты всей в вопросах понимания искусства

  4. Рахмат эже, менин оюмду окугандай жазыптырсыз! Мен сизге толук кошулам. Бул бизди ким башкарып жатканын билдирди. Искусствону толук тушунбогон, биздин Кыргыздын каада-салтын, анын ордун билбеген манкурттар экендигин далилдеп коюшту. Ошол себептен оздору эч нерсе тушунбогондуктон бирине — бири каршы келген мыйзамдар чыгып, элдин башын айлантып бутушту.
    Вы прям в точку попали, дали конкретное определение. Рахмат эже.

  5. Почему же исскуствоне для масс?Искуство всегда служило народу и создавалось для него .Отличная стотья Людмила Жапаровна !

  6. Да.эта выставка вызвала много споров и кадровых перестановок….
    Еще раз убеждаемся,как наше общество подверженно «модным» течениям,сколько «диванных критиков» и «балконских»…
    Жаль,очень жаль…
    Что в погоне за политическими амбициями и наживой,люди становятся «халифом на час»
    Я думаю,что почаще надо проводить подобные мероприятия.В таких ситуациях можно сразу увидеть- кто есть кто.Кто на самом деле болеет за отечество,а для кого это -очередной пиар.

    1. Кто вы не были,вы не правы.Народ всегда живет своими традициями,обычаями.Я горжусь своим народом,их традициями поэтому нужно всегда показывать что есть лучшее в народе.Правильно поступил министр.Что Национальный музей «проходной двор»?Не хватало чтобы кто то оттуда нам указывал,как нам жить.

  7. Хорошая статья. Не то место выбрали для такого перформанса, согласен. Современное искусство больше субъективно и не для масс. Чуть позже что то подобное было в одном из небольших баров города, там все хорошо прошло.

    1. Почему же исскуство не для масс?Исскуство пренадлежит народу и создается для него .Стотья отличная Людмила Жапаровна .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.